Изначально наши специалисты участвовали в создании генплана города, и он предусматривал зоны принудительного очищения – парки и насаждения из высоких деревьев определенных пород. Например, береза и липа собирают на себя загрязнения и очищают воздух, особенно в тех микрорайонах, где воздух не очищается за счет его движения, ветра.
Сегодня из-за точечной застройки в микрорайонах образуются мертвые зоны, куда стекается вся грязь и застаивается там из-за того, что естественное проветривание невозможно.
– Атмосфера в городах сильно зависит от приземных инверсий, которые в безветренную погоду приводят к застою воздуха, а при таком количестве автотранспорта это дает нам высокую концентрацию вредных для человека примесей в атмосфере. Плохо, что у нас на улицах очень много автотранспорта, который по техническим показателям использоваться не должен – дымит, коптит, и т.д. Плюс постоянные пробки. Мы в свое время, когда еще работали с администрацией города, предлагали режим зеленой волны (пропускной режим). Хвосты перед светофорами длиной в несколько десятков метров, приводят к тому, что загрязнение накапливается и за счет приподнятой инверсии зависает на этом участке. А сколько домов у нас расположены вдоль дорог? К тому же на интенсивность движения наслаивается фактор некачественного топлива. Соединения, которые выбрасываются в атмосферу при его сгорании, могут провоцировать онкозаболевания и другие поражения органов и систем человека.
Вдумайтесь, сколько автотранспорта на придворовых автостоянках.
Если посчитать валовой выброс, который образуется, когда заводятся сотни машин (особенно зимой) – это как автобаза. Если погода ветреная, хорошо, а если штиль – все выбросы останутся внутри двора, а тут и детишки выбежали подышать «свежим воздухом»…
Автомобили «одаривают» нас не только химическим загрязнением, но и шумовым. Есть санитарные нормы для ночного и дневного времени – у нас они не выдерживаются. Не спасает и тройной стеклопакет, поскольку в городе полно товарищей, у которых «ревущие» автомобили с неисправными глушителями или тюнингом, которые по уровню шума нарушают нормативы.
Почему животные уходят из парковых зон? Вероятно, из-за сильного шумового воздействия.
Если бы причина была в химическом загрязнении, существенные признаки были бы заметны на деревьях.
– У нас есть автомагистрали, где необходимы шумозащитные полосы. Шум может подавляться насаждениями высотой до пяти метров. Чем гуще посажено, тем лучше он глушится, это и эстетически выигрышно. Человек практически не адаптируется к шуму, к химии – чуть лучше, но есть и химические соединения, которые невозможно нейтрализовать.
Вопрос обеспечения безопасности города должен быть политикой.
Конечно, если сравнивать с Москвой, мы с вами живем в раю!
– Да, мы находимся в хорошем месте. Но даже за городом, на дачах, где, казалось бы, чистый воздух, горожане вносят свой вклад в загрязнение атмосферы. Любой обыватель, который экономит, сжигает на даче мусор вместо того, чтобы его вывозить, в результате образуются сильные канцерогены, в том числе диоксин. Дачные участки относятся к разряду рекреационных зон, там должно быть очень строго с соблюдением природоохранных мер. Сжигать можно только траву, дерево, растительные остатки, то есть природные материалы, все остальное – на свалку.
– Парк парку рознь, смотря, что там растет. Когда в городе подбирают ландшафтный дизайн, его должны проектировать с учетом потребностей территории. Если мы будем отрабатывать деньги, а не создавать экологически здоровую среду, тогда парк может оказаться бесполезным. Существует множество полезных и красивых парковых растений, которые отлично приживаются в нашем климате и выполняют функцию очищения воздуха, но цветочки и березки посадить проще. У города должна быть четкая программа обеспечения микроклиматических условий.