Экономика и управление предприятием ЖКХ / Жилищный фонд
Соблюдение требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным домом
Е.В. Шоломова
юрист, аудитор, координатор проекта «Правовая помощь в вопросах ЖКХ» (Нижний Новгород)
Должен ли управляющий домом выполнять предписания госпожнадзора, если принятие противопожарных мер не оговорено в договоре управления домом? Какой комплект документов по пожарной безопасности необходимо сформировать жилищной организации? Какие нарушения пожарные инспекторы чаще всего фиксируют при проверках многоквартирных домов? Обоснованны ли претензии инспекторов в части нарушений, устранение которых потребует капитального ремонта или реконструкции? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.
Основания для проверок
Ежегодный план проверок органа госпожнадзора (ГПН) публикуется региональным центром МЧС России и главным управлением МЧС России по субъекту РФ на их интернет-сайтах не менее чем за 10 дней до начала наступающего года. Управляющий домом может без труда отслеживать, не включен ли тот или иной дом в план проверок. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является среди прочего истечение трех лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию или со дня окончания проведения последней плановой проверки (ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ)). Внеплановые проверки проводятся по истечении срока исполнения выданного управляющему предписания об устранении выявленных ранее нарушений, а также при поступлении в орган ГПН обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, органов власти о фактах нарушений требований пожарной безопасности (ПБ).
Следует иметь в виду, что управляющий домом может произвести независимую оценку пожарного риска (НОР) на объекте защиты в аккредитованной организации. В случае положительного заключения НОР плановая проверка объекта планируется органом ГПН по истечении трех лет со дня поступления к нему данного заключения (п. 31 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375).
Принятие противопожарных мер – обязанность управляющего
>> Задача управляющего МКД – комплексное управление общим имуществом собственников помещений в доме.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований ПБ несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т. ч. руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение ПБ.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в т. ч. соблюдение мер ПБ в соответствии с законодательством Российской Федерации о ПБ (подп. «е» п. 11 Правил № 491). Кроме того, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил ПБ на подведомственных объектах, проведению осмотра пожарной сигнализации и средств тушения в домах.
Вопросы финансирования противопожарных мероприятий
Зачастую управляющая организация и ТСЖ оспаривают предписания ГПН на том основании, что противопожарные мероприятия не предусмотрены договором управления домом (договором о содержании жилья, сметой), а значит, средства собственников на них не собираются. По данному вопросу можно выделить два судейских подхода.
Первый, превалирующий подход базируется на том, что работы, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилого дома, возложены на управляющего
по умолчанию. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющим независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (
постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу № А43-8800/2014, ФАС СЗО от 21.05.2013 по делу № А26-9656/2012). Именно поэтому ссылки на недостаточное финансирование суды признают несостоятельными (
постановление ФАС СЗО от 28.04.2014 по делу № А56-34925/2013). Как разъяснено в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А76-6230/2013, суть обязательства управляющего состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом. Обязанности управляющего нельзя разбивать на отдельные действия, он должен обеспечивать эффективное управление вверенным ему имуществом, в т. ч. соблюдать нормативы ПБ.
Второй подход заключается в том, что большинство возложенных на ТСЖ (УО) полномочий невозможно без созыва общего собрания собственников, поэтому решение собственников на выполнение работ по устранению нарушений пожарных требований все же должно быть. А задача ТСЖ (УО) состоит в том, чтобы принять все меры к тому, чтобы получить такое решение, т. е. инициировать собрание собственников, разъяснить, какие работы необходимо выполнить, в какие сроки и какова их стоимость. Так, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу № А60-8210/2014 судьи освободили ТСЖ от административной ответственности за невиновностью, поскольку было установлено, что ТСЖ предпринимались меры по привлечению денежных средств собственников на проведение противопожарных мероприятий, в частности, инициировалось общее собрание, на котором было разъяснено о необходимости проведения работ по выданному ГПН предписанию, об объемах, сроках и суммах, необходимых для выполнения работ по предписанию, представлены сметные расчеты. Однако собственниками было принято решение не оплачивать за счет личных средств работы по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В другом деле, рассмотренном в постановлении ФАС ВВО от 25.04.2014 № А28-9515/2013, судьи оставили в силе административное наказание УО, также мотивируя это тем, что компания не инициировала собрание собственников и не разъяснила необходимость устранения нарушений требований ПБ.
Строительные недоделки и дефекты
Зачастую ТСЖ и управляющие организации, обжалуя предписания ГПН, указывают на то, что выявленные нарушения связаны с недоработками и недоделками застройщика. Но в большинстве случаев такой довод оказывается несостоятельным: судьи считают, что управляющие домом вне зависимости от бездействия застройщика обязаны обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты многоквартирного дома. Поэтому при необходимости управляющему следует письменно обращаться в компетентные органы и к застройщику по вопросу несоответствия помещений в многоквартирном доме требованиям ПБ, а если застройщик не выполняет свои обязательства – то собственными силами проводить необходимый ремонт, после чего в порядке регресса взыскивать понесенные расходы с застройщика (
решение АС Нижегородской области от 03.09.2014 по делу № А43-3252/2014, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 по делу № А43-28310/2013).
Нарушения, обусловленные действиями проживающих
Многие нарушения, которые выявляет ГПН в многоквартирных домах, связаны с самовольными действиями проживающих в этих домах – установкой не предусмотренных проектом дома перегородок, тамбурных дверей, размещением кладовок и внешних блоков кондиционеров на лестничных клетках и на технических этажах и т. д. Но и эти факты сами по себе не служат основанием для освобождения управляющего домом от административной ответственности за указанные нарушения. Судьи отмечают, что ТСЖ (УО) должны принять все необходимые меры для устранения подобных нарушений: от письменного (под подпись) уведомления собственников о необходимости устранить нарушения (снести перегородки, тамбурные двери и т. д.) до обращения в суд с требованием об обязании собственников демонтировать самовольно установленные перегородки, двери и т. д. (
постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу № А56-25055/2013, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А76-6230/2013, решение АС Нижегородской области от 03.09.2014 по делу № А43-3252/2014). И только в том случае, если управляющий домом принял посильные меры для устранения нарушений, но по не зависящим от него причинам нарушения так и не были устранены, он может быть освобожден от административной ответственности за нарушение требований ПБ.
Комплект документации для пожарной проверки
В ходе проверок инспекторами ГПН запрашивается следующая документация:
1) свидетельства о госрегистрации юрлица, о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учете в налоговом органе, устав, протокол о выборе собственниками способа управления домом, договор управления домом (о содержании жилья), приказ о назначении ген. директором, доверенность (или протокол об избрании председателя правления), техпаспорт БТИ на дом, перечень арендаторов с указанием занимаемых помещений и др.;
2) документы, отражающие состояние ПБ в многоквартирном доме:
- приказ о назначении лиц, ответственных за ПБ на объекте (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, далее – ППР);
- приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (ПТМ) (п. 3 ППР);
- приказы о назначении лиц, ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, проводящих первичный и повторный противопожарные инструктажи (на рабочем месте);
- приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
- график повторных противопожарных инструктажей;
- журнал учета инструктажей по ПБ (п. 3 ППР);
- удостоверения о прохождении обучения ПТМ (п. 3 ППР);
- приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
- инструкция о мерах ПБ на объекте (п. 2 ППР);
- инструкция о мерах ПБ для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при наличии таких помещений (п. 2 ППР);
- декларация ПБ (ст. 6, 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утв. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, далее – Техрегламент);
- исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 ППР);
- акты проверки систем противопожарной защиты – автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения, противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, противопожарных дверей и т. п., а также договор на техническое обслуживание данных систем с лицензированной организацией (п. 61 ППР) (составляются один раз в квартал);
- годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (п. 63 ППР) (составляется ежегодно);
- акты огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли (при наличии чердаков, срок действия определяется огнезащитным составом) и акты проверки качества огнезащитной обработки (п. 21 ППР) (при наличии огнезащитных покрытий, составляются не реже двух раз в год);
- протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания (п. 24 ППР) (срок действия протоколов – пять лет);
- протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии таких сетей (п. 55 ППР) (испытания проводятся два раза в год);
- журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители (п. 478 ППР);
- акт испытания пожарных гидрантов наружной водопроводной сети на водоотдачу (если на балансе организации находятся гидранты, испытания проводятся весной и осенью, но, как правило, пожарные гидранты многоквартирных домов находятся на балансе водоканала);
- акты проверок молниезащиты и защиты от статического электричества (высотные здания);
- схемы противопожарного водоснабжения и схемы обвязки насосов в помещении насосной станции. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе должна быть табличка с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (п. 58 ППР) (при наличии такого оборудования);
- журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей (п. 59 ППР) (записи – два раза в год);
- сертификаты ПБ на продукцию (материалы), подлежащую обязательной сертификации в области ПБ (пожарные шкафы, рукава, огнетушители, противопожарные двери, огнезащитные составы и т. д.) (п. 70 ППР);
- расчеты по определению категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, относящихся к категории «В» (п. 20 ППР);
- акты проверки огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре (при наличии таких устройств периодичность проверок определяется согласно инструкции завода-изготовителя) (п. 49 ППР);
- график и акты проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов (периодичность работ – не реже одного раза в год) (п. 50 ППР).
Кроме того, инспекторы проверяют наличие:
- табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, с указанием ответственного за ПБ (п. 6 ППР);
- знаков «место для курения» (п. 14 ППР) (в подъездах многоквартирного дома курение допускается только в том случае, если на основании решения общего собрания собственников оборудованы специальные вентилируемые помещения для курения);
- знаков обозначения категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны (для электрощитовых и машинных отделений лифтов) (п. 20 ППР).
Обучение мерам ПБ
Существует два вида обучения работников мерам ПБ: противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (п. 9 «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Норм пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее – НПБ № 645)). Вводный и первичный инструктажи проводятся со всеми без исключения работниками (в т. ч. с дворниками, уборщицами, слесарями, инженерами, электриками) после приема на работу, а повторный инструктаж – не реже одного раза в год (пп. 11, 16, 22 НПБ № 645). Проведение вводного инструктажа осуществляется лицом, ответственным за ПБ на объекте, а первичный инструктаж – лицом, ответственным за обеспечении ПБ в соответствующем структурном подразделении (пп. 12, 17 НПБ № 645).
Руководители и работники, ответственные за ПБ в многоквартирном доме, обучаются в форме пожарно-технического минимума (ПТМ) в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года (пп. 31, 32 НПБ № 645). На практике зачастую специализированные организации (имеющие лицензию на образовательную деятельность), на платной основе обучающие работников ПТМ, убеждают ТСЖ (УО), что удостоверения о прохождении ПТМ должны получить все работники ТСЖ (УО). В действительности это не так: обучить ПТМ можно, конечно, всех работников, но это дополнительные затраты, которых можно избежать. По сути, организации достаточно обучить ПТМ двух работников – руководителя (например, председателя ТСЖ) и лицо, ответственное за ПБ в многоквартирном доме, а если приказом по организации именно на руководителя возложена ответственность за ПБ в доме, обучить ПТМ можно только его. Всем остальным работникам организации лицо, ответственное за ПБ (например, руководитель), проводит инструктажи.
Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной организацией самостоятельно и утвержденной приказом (распоряжением) руководителя, а первичный инструктаж – по программе, утвержденной руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за ПБ структурного подразделения. Из совокупности пп. 6, 14, 18, 53 НПБ № 645 можно сделать вывод, что программы вводного и первичного инструктажа необходимо согласовывать в соответствующем территориальном органе ГПН, однако некоторые инспекторы на местах разъясняют, что согласованию подлежат только программы ПТМ (если организация самостоятельно, без отрыва от производства обучает работников ПТМ). Поэтому целесообразно уточнить в местном органе ГПН, требуется ли согласование программ инструктажа.
В процессе разработки программ инструктажа возникает вопрос, нужны ли отдельные программы для каждой профессии (должности), например, программы инструктажа для дворника, программы для электрика, для слесаря, уборщицы мест общего пользования и т. д. Этот вопрос связан с тем, что в п. 54 НПБ № 645 прописано, что
«специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов». Полагаем, что программа вводного инструктажа универсальна для всех работников. Что касается программы первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте, то перечень вопросов данной программы может быть унифицирован для всех работников, тогда как внутреннее наполнение инструктажа будет несколько различаться в зависимости от вида деятельности конкретного работника и занимаемого им рабочего места. К примеру, по вопросу программы первичного инструктажа «Пожароопасность технологического процесса» информативное наполнение при инструктаже слесаря ТСЖ и, скажем, дворника будет отличаться.
Нужно ли проводить противопожарный инструктаж жильцам многоквартирного дома? В НПБ № 645 об этом нет ни слова, что, впрочем, неудивительно, учитывая, что этот документ посвящен (как явствует из его названия) обучению исключительно работников организации. Однако в документе «Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум», утв. МЧС России (далее – Методические рекомендации по организации обучения), сказано (п. 3.1), что первичный противопожарный инструктаж проводится также с гражданами перед их заселением в жилые дома руководителями соответствующих жилищно- эксплуатационных участков (организаций) или председателями ТСЖ. Повторный инструктаж с жильцами проводится по мере необходимости, по инициативе органов местного самоуправления, руководителей ЖЭУ, а также по требованию органов ГПН. Кроме того, в этом же пункте говорится, что по мере необходимости с жильцами проводится целевой инструктаж.
Добавим, согласно п. 2.1.4 Методических рекомендаций по организации обучения при проверке жилищных организаций инспекторы по пожнадзору контролируют:
- соответствие проводимого противопожарного инструктажа требованиям ПБ;
- наличие списков ответственных квартиросъемщиков, прошедших противопожарный инструктаж;
- системность обучения мерам ПБ;
- наличие адресных списков неработающего населения, подлежащего обучению;
- степень подготовки (квалификацию) лиц, проводящих противопожарный инструктаж;
- наличие методических материалов и наглядных пособий для проведения занятий;
- количество буклетов, брошюр, листовок, распространенных среди жильцов;
- отчеты о работе, включая противопожарную пропаганду.
Основные документы, устанавливающие нормы ПБ в многоквартирном доме
Приведем перечень основных документов, регулирующих вопросы обеспечения ПБ в многоквартирном доме:
- Техрегламент;
- Закон № 69-ФЗ;
- ППР;
- НПБ № 645;
- СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенный в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее – СНиП 21-01-97*)1;
- СП 54.13330.2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утв. приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778 (далее – СП 54.13330.2011);
- СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания», утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 № 313 (далее – СНиП 2.09.04-87*);
- СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171 (далее – СП 1.13130.2009);
- НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 (далее – НПБ 110-03);
- СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 (далее – СП 5.13130.2009);
- СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173 (далее – СП 3.13130.2009);
- НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утв. приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323 (далее – НПБ 104-03);
- СП 7.13130.2013 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116 (далее – СП 7.13130.2013);
- СП 30.13330.2012 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*», утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 626 (далее – СП 30.13330.2012);
- СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 180 (далее – СП 10.13130.2009);
- СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (далее – СП 4.13130.2013).
Типичные нарушения требований ПБ в многоквартирных домах
Для облегчения восприятия сведем все случаи нарушений правил пожарной безопасности в МКД в таблицу.
Сущность нарушения
Основание
Руководитель не обучен по программе пожарно-технического минимума в лицензированной организации (отсутствует удостоверение о прохождении обучения)
Статьи 4, 151 Техрегламента;
пп. 31, 32 НПБ № 645
Персонал организации допущен к работе без проведения обучения мерам пожарной безопасности (без инструктажа)
Пункт 3 ППР;
п. 2 НПБ № 645
Руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность на объекте
Пункт 4 ППР
Отсутствует инструкция о мерах ПБ
Пункт 2 разд. 8 ППР
В процессе эксплуатации не обеспечено содержание здания в соответствии с требованиями проектной документации (проектная документация на жилой дом не представлена)
Пункт 4.3 СНиП 21-01-97*
Помещения многоквартирного дома не укомплектованы первичными средствами пожаротушения согласно нормам положенности или не произведена их перезарядка
Пункт 70 ППР
Отсутствует журнал учета наличия первичных средств пожаротушения, периодичности их осмотра и сроков перезарядки
Пункт 478 ППР
Имеющиеся в многоквартирном доме огнетушители не пронумерованы
Пункт 475 ППР
Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещений разных классов функциональной пожарной опасности (мастерских, помещения машинного отделения, электрощитовой и др.) и не обозначена на дверях помещений
Пункт 20 ППР
Эксплуатируются светильники (на лестничных клетках, в подвалах, электрощитовых) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией
Подпункт «в» п. 42 ППР
В лестничных клетках и поэтажных коридорах устроены кладовые и другие подсобные помещения, вещи, мебель и другие горючие материалы хранятся под лестничными маршами и на лестничных площадках
Подпункт «к» п. 23 ППР
В подвальном этаже многоквартирного жилого дома отсутствуют знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено»
Пункт 14 Правил № 390
В технических помещениях (на чердаке, техэтаже, в подвале) допускается хранение оборудования, мебели и других предметов, эти помещения используются как складские
Подпункт «б» п. 23 ППР
Эвакуационные пути (лестничные клетки) загромождены предметами (мебель, автомобильная резина, велосипеды и пр.)
Пункт 36 ППР
На путях эвакуации (например, в объеме лестничной клетки на первом этаже) устроена железная дверь, препятствующая свободной эвакуации людей
Подпункт «а» п. 36 ППР
В электрощитовой дома, у электродвигателей и пусковой аппаратуры хранятся мебель и другие горючие (в т. ч. легковоспламеняющиеся) вещества и материалы
Подпункт «ж» п. 42 ППР
На чердаках, в подвалах и цокольных этажах хранятся и применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по ПБ
Подпункт «а» п. 23 ППР
Отделка стен на лестничных клетках (пути эвакуации) выполнена горючими материалами (масляной краской)
Пункт 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 6 ст. 134, ст. 151, табл. 28, табл. 3 Техрегламента;
п. 6.25 СНиП 21-01-97*
На путях эвакуации на полу постелен горючий линолеум
Пункт 33 ППР;
п. 6.25* СНиП 21-01-97*
Установлены непроектные перегородки и двери в парадных, поэтажных коридорах (например, тамбурные двери), из-за которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности и уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты
Пункт 33, подп. «е» п. 23 ППР
Эксплуатируются электрические провода с видимыми нарушениями изоляции, допускается соединение жил электропроводов не в соединительных (разветвительных) коробках, электрическая проводка в помещениях жилого дома выполнена с нарушениями ПУЭ (например, соединения жил электропроводов выполнены при помощи скруток), допускается эксплуатация неисправных электрических рубильников и некалиброванных плавких вставок в электрощите
Подпункты «а», «б», «з» п. 42 ППР
Мусоропроводы в подъездах дома не оборудованы устройством автоматического пожаротушения ствола
Пункт 9.30 СП 54.13330.2011;
п. 1.12 СНиП 2.09.04-87*
Размеры люков, ведущих на кровлю или чердак, не соответствуют требуемым размерам, не выполнены в противопожарном исполнении
Части 2, 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, пп. 2, 3 ст. 88, п. 7 ст. 90, табл. 23, 24 Техрегламента;
пп. 6.20*, 8.4 СНиП 21-01-97*;
пп. 7.5–7.7 СП 4.13130.2013
Ограждающие конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов выполнены не в противопожарном исполнении (сертификаты не представлены)
Пункт 7.22 СНиП 21-01-97*
Двери электрощитовой, вентиляционной камеры, в машинное отделение лифтовой шахты не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее Е1-30
Статья 87 Техрегламента;
пп. 7.4, 7.22, 8.4, 5.14 СНиП 21-01-97*
Имеются отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в т. ч. электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (в подъездах, подвалах, электрощитовых), не заделанные раствором с требуемым пределом огнестойкости и дымогазонепроницаемости
Пункт 22 ППР
В лестничных клетках размещено оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (радиаторы отопления и коммуникации)
Части 2, 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, п. 2 ст. 53 Техрегламента;
п. 6.32 СНиП 21-01-97*;
п. 4.4.4 СП 1.13130.2009
Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака
Пункт 21 ППР
Не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (в т. ч. лестниц на перепаде высот кровли) и ограждений на крыше дома с составлением соответствующего акта испытаний (не реже одного раза в пять лет), ограждения на крыше здания содержатся в неисправном состоянии (деформированы, имеют разрывы, следы коррозии)
Пункт 24 ППР
Помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более шести человек, не обеспечены двумя эвакуационными выходами
Пункты 6.11, 6.12* СНиП 21-01-97*;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009
Помещения правления, вахтера, поста охраны, подземная автостоянка эксплуатируются без автоматической пожарной сигнализации
Пункт 4 табл. 1 НПБ 110-03;
табл. А1 СП 5.13130.2009
Пути эвакуации не оборудованы аварийным освещением
Пункт 43 ППР
Помещение, в котором размещены персональные компьютеры, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией
Части 2, 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Техрегламента
В отсеках подвального или цокольного этажа, выделенных противопожарными преградами, окна дымоудаления выполнены менее требуемого размера 0,9 × 1,2 м, без приямков
Пункт 26 ППР;
п. 7.4.2 СП 54.13330.2011
Отсутствует армированное остекление (заменено на обычное) на дверях эвакуационных выходов из лифтовых холлов и лестничных клеток
Статья 151 Техрегламента;
п. 6.18 СНиП 21-01-97*;
п. 33, подп. «е» п. 36 ППР
В зданиях высотой 28 м и более (как правило, это здания более девяти этажей) внутренние стены и перегородки (в т. ч. из светопрозрачных материалов), отделяющие пути эвакуации, не имеют требуемого предела огнестойкости (не менее (R)EI 45)
Пункт 5.3.36 СП 1.13130.2009
Противопожарные расстояния между жилым домом используются для стоянки автотранспорта. Осуществляется стоянка и хранение легковых автомобилей менее 10 м к жилому дому, чем загроможден подъезд к зданию
Пункт 74 ППР
Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, не предусмотрена полоса шириной 6 м, пригодная для проезда пожарных машин
Пункт 8.2 СНиП 21-01-97
Мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями
Пункт 7.3.10 СП 54.13330.2011
Отсутствуют уплотнения в притворах клапанов мусоропроводов
Пункт 53 ППР
Отсутствует (или неисправна) автоматическая пожарная сигнализация в жилых зданиях высотой более 28 м <1>
Пункт 2 ст. 1, 4, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Техрегламента;
п. 7.3.3 СП 54.13330.2011;
п. 6.2 табл. 1 НПБ 110-03;
п. 6.2 табл. А1 СП 5.13130.2009
Отсутствует (или неисправна) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) <2>
Статьи 1, 4, 46 Техрегламента;
п. 5 табл. 2 СП 3.13130.2009;
п. 7.3.4 СП 54.13330.2011;
п. 19 табл. 2 НПБ 104-03
Отсутствует (или неработоспособна) система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из коридоров и холлов многоквартирного дома высотой более 28 м <1>
Статья 85 Техрегламента;
п. 61 ППР;
п. 7.2 СП 7.13130.2013
Не организовано проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (не реже 1 раза в квартал)
Пункт 61, 63 ППР;
п. 7.28 СНиП 21-01-97*
В помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала не выведены извещения о неисправности приборов контроля и управления, установленных вне этого помещения, а также линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией, противодымной защиты, автоматического пожаротушения и других установок и устройств противопожарной защиты
Пункт 14.4 СП 5.13130.2009
Отсутствует (не представлена) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта
Пункт 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 83 Техрегламента;
п. 61 ППР
Не обеспечено исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к многоквартирному дому, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам (например, загроможден проезд для пожарной техники металлической трубой или забором)
Пункт 6 ст. 63 Техрегламента;
п. 75 ППР
Система внутреннего противопожарного водопровода разукомплектована либо неработоспособна; не организовано проведение проверок ее работоспособности не реже двух раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов <3>
Пункт 55 ППР, ст. 86 Техрегламента;
п. 7.28 СНиП 21-01-97*;
п. 5.3.1 СП 30.13330.2012;
табл. 1 п. 4.1.1 СП 10.13130.2009
У пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием, стойкие к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника
Пункт 55 ППР
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пункт 57 ППР;
ст. 86 Техрегламента
Перепланировка помещений и изменение функционального назначения помещений производится без учета требований действующих норм и правил ПБ (например, установлены непроектные перегородки, препятствующие нормальному функционированию системы дымоудаления, ограничен доступ к кнопкам управления системы противодымной защиты)
Пункт 61 ППР;
ст. 85 Техрегламента
Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой (лестничных клеток, лифтовых холлов, коридоров и др.) не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах, не оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре. Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток имеют запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа
Пункт 1 ст. 53 Техрегламента;
п. 6.18* СНиП 21-01-97*;
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
п. 35, 36 ППР
Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта (акты не представлены), при этом указанные работы должны проводиться не реже одного раза в год
Пункт 50 ППР
Горизонтальное расстояние от извещателей пожарной сигнализации до электросветильников менее 0,5 м
Пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009
Примечания:
<1> Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического).
<2> Тип СОУЭ в жилых домах зависит от этажности здания, СОУЭ не требуется в жилых зданиях секционного типа с числом этажей менее 11. Согласно п. 1.1а приложения Б СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» жилое здание секционного типа – это здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга стенами без проемов, с квартирами одной секции, имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор.
<3> Необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода определена для жилых зданий при числе этажей от 12 и более.
>> Оснащению огнетушителями подлежат помещения, имеющие категорию по взрывопожарной и пожарной опасности.
Сделаем дополнение к приведенной таблице. Один из возможных путей эвакуации людей при пожаре в многоквартирном доме – через выходы из лестничных клеток на кровлю и чердак. Поэтому
ключи от дверей и люков выхода на кровлю необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС (или слесаря, техника-мастера, обслуживающего дом), а также в одной из квартир верхнего этажа, о чем делается надпись на двери (люке) (например, можно приобрести самоклеящиеся знаки «ключи хранятся», в которые записывается информация о месте хранения ключей). Соответствующее требование предусмотрено п. 3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Наличие таких информационных знаков проверяют инспекторы ГПН.
Уточним также вопрос
оснащения многоквартирного дома огнетушителями. Каков принцип расстановки огнетушителей в доме, должны ли они быть в подвалах, техэтажах, на лестничных клетках? Согласно п. 465 ППР выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 ППР в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара. Как следует из приложений 1 и 2 ППР, огнетушителями должны оснащаться помещения, имеющие категорию по взрывопожарной и пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и общественные здания. Жилые здания, а также помещения, не имеющие категории по взрывопожарной и пожарной опасности, здесь не упоминаются. Каким помещениям в многоквартирном доме должна присваиваться упомянутая категория? Из пунктов 1, 2 ст. 27 Техрегламента следует, что по пожарной и взрывопожарной опасности категорируются только помещения производственного и складского назначения, здания и помещения иного назначения разделению на категории не подлежат. Согласно п. 22 ст. 27 Техрегламента категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции. Однозначно имеют соответствующую категорию мастерские и складские помещения в многоквартирном доме. А относятся ли к помещениям производственного назначения (и, как следствие, категорируются) техподполье, техэтажи, электрощитовые и машинные отделения лифтов? Согласно п. 1 приложения 1 ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1988 № 3388, под производственными помещениями понимаются
замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей. Исходя из этого, полагаем, что ни техподполье, ни техэтажи, ни электрощитовые, ни машинные отделения лифтов не подлежат категорированию. Однако на практике инспекторы зачастую предъявляют претензии по поводу отсутствия на дверях электрощитовых и машинных отделений лифтов табличек с указанием категории по взрывопожарной и пожарной опасности (п. 20 ППР), и эти претензии находят поддержку в судах. А раз так, то и огнетушители в этих помещениях тоже должны быть.
О применении современных требований ПБ к домам старой постройки
Выше мы привели перечень основных документов, регулирующих вопросы обеспечения ПБ в многоквартирном доме. Но что если дом проектировался и строился полвека назад или еще раньше? Могут ли проверяющие предъявлять современные требования с таким домам?
По общему правилу закон обратной силы не имеет. Требования вновь принимаемых нормативных правовых актов и нормативных документов не распространяются на ранее построенные здания и сооружения. Это следует из:
- статьи 54 Конституции РФ:
«1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»;
- статьи 4 ГК РФ:
«1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 4 Техрегламента в случае, если положениями Техрегламента (за исключением норм ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97) устанавливаются более высокие требования ПБ, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного закона, в отношении объектов защиты, которые были
введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Техре- гламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в
отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Техрегламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
По вопросу применения нормативных документов по ПБ неоднократно высказывалось и МЧС России. Так, в приложении к письму департамента надзорной деятельности МЧС России от 05.04.2012 № 19-2-3-1236, письмах МЧС России от 29.04.2011 № 19-2-11-1596, от 02.06.2011 № 19-3-1-2086 разъяснено, что при проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по ПБ, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен,
за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных объектов приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возникновения пожара. Пунктом 39 приказа МЧС России от 16.03.2007 № 140 также предусмотрено, что требования ПБ, изложенные во вновь принятых нормативных документах,
не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Итак, резюме: при проверке орган ГПН может проверить соответствие дома только тем требованиям ПБ, которые действовали на момент его проектирования и строительства. И этот момент учитывают суды при оспаривании предписаний и постановлений о наложении штрафов (постановления ФАС ВВО от 30.09.2013 № А29-11120/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 по делу № А55-552/2014). Если же в доме проводился капремонт или реконструкция, то в части, соответствующей объему произведенных работ по капремонту (реконструкции), должны применяться требования нормативных документов по ПБ, действующие на момент их производства.
Работы капитального и некапитального характера: как разграничить?
Разумеется, требования ПБ, выполнение которых не потребует проведения капремонта (реконструкции) дома, должны соблюдаться всеми жилищными организациями независимо от того, в каком году дом был введен в эксплуатацию. Речь идет, например, об удалении горючих предметов с лестничных клеток, восстановлении колпаков (рассеивателей) на светильниках, проведении испытаний пожарных лестниц и т. д. В то же время претензии инспекторов в части нарушений, устранение которых требует капремонта (реконструкции), неправомерны. Например, это касается случаев, когда инспектор указывает в акте проверки и предписании, что необходимо увеличить ширину лестничных площадок (если она менее ширины марша) или увеличить размеры выхода на кровлю, выполнить одинаковой высотой ступени, увеличить ширину эвакуационных выходов, оборудовать сквозные проходы через лестничные клетки здания, предусмотреть в подвальном этаже не менее двух окон. Подобные нарушения невозможно устранить без изменения объемно-планировочных и конструктивных решений. К тому же в некоторых случаях требуемые инспекторами изменения способны привести к нарушению целостности строительных конструкций здания. Учитывая, что предписание надзорного органа должно быть исполнимым, суды отменяют предписания с подобными требованиями (
постановления ФАС СКО округа от 21.03.2013 по делу № А32-3378/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу № А32-27376/2013).
В то же время не всегда легко установить, носят ли те или иные работы по устранению нарушений требований ПБ капитальный характер. Для их правильной оценки не обойтись без понятия капитального ремонта. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение и (или) оказание работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных
конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в доме, в т. ч. по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Схожее определение приведено в п. 3.11 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.
Замена обычных дверей на противопожарные
Противопожарные двери обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками. Из этого можно сделать вывод, что работа по замене обычных дверей на противопожарные носит капитальный характер. Это подтверждается также п. 2.1.2 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ
2, согласно которому к заменяемым при капремонте объектам общего имущества относятся деревянные перекрытия, полы, заполнения оконных и дверных проемов и другие конструкции, сантехнические и электротехнические устройства и оборудование, кровля, отделка и другие виды работ. Кроме того, такой вывод, например, можно сделать из п. 5 Перечня работ, выполняемых при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в рамках городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008–2014 гг.
3.
Однако приходится констатировать, что в судебных актах по рассматриваемому вопросу нет единообразной позиции. В ряде случаев суды просто не исследуют вопрос о том, какой характер (капитальный или нет) носят работы по замене дверей на противопожарные, оставляя в силе соответствующие предписания о замене дверей (
постановления АС СЗО от 06.08.2014 по делу № А56-25055/2013, ФАС ПО от 10.04.2014 по делу № А65-24048/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу № А42-6673). Некоторые судьи исходят из того, что работы по замене обычных дверей на противопожарные имеют некапитальный характер (
постановление АС СЗО от 06.08.2014 по делу № А56-25055/2013). А в постановлении ФАС СЗО от 23.12.2013 по делу № А56-31200/2013 судьи сочли, что отсутствие противопожарных дверей выходов на чердак (дом 1958 г. постройки) приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, и на этом основании арбитры оставили в силе административное наказание жилищной организации.
Монтаж систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, дымоудаления
В пользу того, что эти работы носят капитальный характер, свидетельствует следующее. В соответствии с п. 2 приложения 9 «Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания и объектов» Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, к работам при капитальном ремонте зданий относятся в числе прочего устройство, ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления. Кстати, именно на этот пункт ссылается Минфин России в письме от 24.10.2013 № 02-06-10/45052 для квалификации работ по монтажу системы пожарной сигнализации. В судебной практике также можно встретить утверждение о том, что монтаж названных систем – работа капитального характера (
определение ВАС РФ от 25.06.2014 № ВАС-8050/14 по делу № А57-13455/2013, постановления ФАС ЗСО от 22.07.2014 по делу № А45-22237/2013, ФАС СЗО от 12.07.2013 по делу № А26-10186/2012, Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2014 по делу № А41-14419/14).
В то же время и по данному вопросу судебная практика весьма разнородна, и некоторые судьи просто не придают значения тому факту, что работы по установке пожарной сигнализации носят капитальный характер. Вынося судебные акты, оставляющие в силе административные наказания жилищными организациям, арбитры основываются на том, что управляющий домом имел возможность инициировать общее собрание собственников и разъяснить им необходимость проведения капремонта (в части установки пожарной сигнализации), но не сделал этого (
постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.07.2014 по делу № А11-6345/2013, от 25.04.2014 по делу № А28-9515/20134, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу № А56-70778/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по делу № А41-11847/12, ФАС Дальневосточного округа от 19.11.2012 № Ф03-4330/2012).
Встречаются и такие судебные акты, в которых оснащение помещений дома автоматической пожарной сигнализацией отнесено к работам некапитального характера (
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу № А56-3223/2014) (здание дома не в полном объеме было оборудовано автоматической пожарной сигнализацией). А в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу № А76-6230/2013 судьи отнесли к работам некапитального характера оборудование мусоропровода устройством автоматического пожаротушения ствола, ссылаясь на то, что эти работы не требуют изменения конструктивных особенностей здания, реконструкции, перепланировки или изменения объемно-планировочных решений.
Как снизить размер штрафа?
Согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований ПБ влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан – в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 6 тыс. до 15 тыс. руб.; на юрлиц – от 150 тыс. до 200 тыс. руб. Размеры штрафных санкций за отдельные нарушения требований ПБ приводятся в пп. 3–8 данной статьи.
Следует сказать, что суды, как правило, не усматривают признаков малозначительности правонарушений в области ПБ, поскольку подобные нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. Однако снизить размер штрафа ниже минимальной санкции (150 тыс. руб.) возможно. Так, в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу № А43-19497/2013 суд снизил размер штрафа со 150 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для ТСЖ по следующим основаниям. ТСЖ является некоммерческой организацией, созданной для управления общим имуществом в многоквартирных домах, взносы собственников помещений являются единственным источником финансирования его деятельности. При этом, как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.05.2014 № 4-П, до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юрлицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер штрафа за которые установлен в сумме 100 тыс. руб. и более, может быть снижен на основе требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Если же организация не готова к судебным спорам, можно на стадии составления протокола попытаться договориться о наложении штрафа не на ТСЖ (УО) как юридическое лицо, а на руководителя как на лицо должностное, что обойдется бюджету дома гораздо дешевле.
1 Решением Верховного Суда РФ от 10.01.2013 № АКПИ13-662 данный СНиП признан не противоречащим действующему законодательству.
>>вернуться в текст
2 Утверждены Фондом содействия реформированию ЖКХ 15 февраля 2013 г.
>>вернуться в текст
3 Приложение 2 к Положению по организации контроля за выполнением работ на объектах, включенных в Городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов в городе Москве (распоряжение Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы от 24.03.2009 № 07-14-47/9).
>>вернуться в текст
4 Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9360/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
>>вернуться в текст