Материал от 2010 года.
Ссылка на первоисточник не работает. (
http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/All/949578B102B2E204422570ED003BD8EB?OpenDocument)
Перепечатки материала есть на двух форумах:
раз и
два.
САХАЛИНСКИЙ ИНЦИДЕНТ
Даже сейчас, события, связанные с гибелью лайнера «Боинг-747» Корейских авиалиний (KAL) с 269 пассажирами на борту в небе над Сахалином, покрыты завесами плотного тумана. По версии западных официальных представителей, в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года советские средства ПВО, расположенные вдоль Тихоокеанского побережья, сбили гражданский самолет, следовавший рейсом Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул и ошибочно сместившийся с курса. Казалось бы, что в этой истории необычного, нам известны десятки таких случаев. Капитан крейсера ВМФ США «Винсеннес» Роджерс, приняв иранский аэробус «Боинг-747» за атакующего противника, отдал команду на уничтожение цели — считанные секунды спустя лихие янки с блеском исполнили приказ командира, ракетным залпом разом отправили на тот свет 293 человека. Украинцы совсем недавно успешно последовали примеру своих старших товарищей, первой же ракетой завалив очередной многострадальный «Боинг» — на этот раз израильский. Виновные, разумеется, всегда отнекивались: «мол, я — не я и хата не моя!», потом признавались в содеянном, раскаивались — «бывает!». Но уж очень много именно в нашем темном деле времен Андропова—Рейгана несуразицы! От начала и до самого конца! 3 сентября устами средств массовой информации до нас донесли сообщение ТАСС о вторжении неизвестного самолета в воздушное пространство СССР в районе Камчатки и Сахалина. Поднятые по тревоге с ближайшего аэродрома истребители отогнали нарушителя в сторону Японского моря. Десять минут спустя противник исчез из зоны видимости радиолокаторов. 4 сентября последовало продолжение: к уже сказанному добавили соболезнования в связи с человеческими жертвами и осуждение тех, кто устроил эту провокацию. 6 сентября начальник главного штаба войск ПВО генерал-лейтенант С.Романов в беседе с обозревателем АПН В.Островским так «изложил подробности» происшедшего, что всем стало ясно, что ничего не ясно. Неуклюжесть наших официальных лиц оказалась на руку американской стороне. Первыми c подачи ЦРУ шум по поводу сбитого самолета подняли представители госдепартамента США: уже 1 сентября в 10:45 госсекретарь Джордж Шульц провел экстренную пресс-конференцию, известив весь мир о том, что самолет принадлежал Южной Корее. Заметьте, сделал он это значительно раньше потерпевшей стороны. В общем и целом в пропагандистской войне американцы переиграли русских по всем статьям, в очередной раз выставив их перед всем миром в роли империи зла. Парадокс, но простой советский обыватель был «накормлен» советскими же СМИ американской версией о причастности средств советских ПВО к гибели мирного гражданского самолета! Единственное, что мы себе позволили, так это усомниться в принадлежности лайнера к гражданским авиалиниям. И не более! Повторюсь, от того факта, что сбили, особо не открещивались, — «с кем не бывает!». Место падения самолета установили. Не одну неделю целая флотилия гражданских и военных кораблей в районе острова Монерон с помощью водолазов извлекали со дна обломки лайнера. Вот только останков пассажиров так и не нашли, что выглядело более чем странно. Что-что, а спасательно-поисковые структуры в СССР работали как швейцарские часы. Да и не только в СССР. В июне 1985 года в небе над Атлантикой взорвался «Боинг-747» компании «Эйр Индиа» и в первый же день удалось найти тела ста двадцати трех пассажиров. На следующий — еще восемь и спустя четыре месяца — еще одно тело подняли со дна океана вместе с сиденьем, к которому оно было пристегнуто. Но вернемся к последнему рейсу KAL 007. Французскому исследователю Мишелю Брюну, в одиночку взявшемуся за расследование этого странного дела по заказу частной американской организации, удалось докопаться до истины. Он доказал, что в то утро в небе над Сахалином шел настоящий бой. Не пуск одиночной ракеты по несчастному корейскому лайнеру, а именно ожесточенная и полномасштабная схватка между советскими и американскими ВВС, в ходе которой русские учинили форменный разгром своему противнику, отправив на тихоокеанское дно, по крайней мере, четыре самолета противника. Что же касается 007 — да, этот лайнер действительно был сбит! Вот только кем и когда? Как считает дотошный француз, он попал под зенитный огонь японских ПВО, с громадным интересом наблюдавших на своих радарах, как выясняют между собой отношения соседи, принявших «корейца» за советского агрессора. Те, кто знакомы с перипетиями поисков лайнера, наверняка скажут, что у французского исследователя есть серьезные оппоненты в лице российского журналиста Андрея Иллеша и Геннадия Осиповича — того самого пилота СУ-15 с бортовым номером 805, якобы сбившего несчастный гражданский борт. Вот только когда читаешь материалы первого и интервью со вторым, ловишь себя на мысли, что эти люди откровенно не верят тому, что сами же говорят и пишут. Андрей Иллеш в своих обширных исследованиях за основу берет воспоминания водолазов, извлекавших с морского дна обломки самолета, — по его версии, сбитого «Боинга». Повторюсь, действительно обломки летательного аппарата нашли, подняли на поверхность, и никто сей факт не отрицает. Но только были ли там останки гражданских лиц? В этом сомневаются даже те самые водолазы, задействованные в поисковых операциях. Мишель Брюн считает, что их и не должно было быть, ибо сбитый лайнер — не пассажирский борт 007, а военный RS-135 или SR-71. Не особо вдаваясь в их характеристики, скажу, что это два воздушных супершпиона, под завязку напичканные электроникой. Кстати, американцы проявили к поискам весьма “трогательную” заботу, стянув в район предполагаемого падения самолета целую армаду плавающего и летающего — шесть истребителей сопровождения F-15, несколько воздушных систем наведения «Авакс», все это разбавив противолодочными Р-3С. От японской стороны задействовали несколько эскортных судов, минные тральщики и еще бог знает что. Всего более двадцати единиц. По мнению Брюна, такое количество сил больше соответствовало бы небольшой войне, чем гуманитарной акции поиска. Кому-то совершенно не хотелось, чтобы секретная начинка сбитых разведчиков попала в руки русских! Вот только последние одурачили своих оппонентов по полной программе. Воспользовавшись тем, что радиопереговоры гражданских траулеров, участвовавших в поисковых работах, идут открытым текстом и прослушиваются потенциальным противником, распространили дезинформацию о месте поисков. Как следствие — американцы, клюнувшие на эту приманку, остались фактически ни с чем. В качестве трофеев им достались пару кресел-катапульт, закрылки от F-111 да фрагмент титанового крыла SR-71. Не густо, учитывая тот факт, что в руки русских попала вся начинка воздушных шпионов. Вернемся, однако, к первому сентября, к моменту, когда стало известно о гибели лайнера. По версии ЦРУ пуск ракеты с мифического СУ-15 в направлении мифического «Боинга» произошел в 03:26, цель перестала существовать в 03:38. По данным японских систем ПВО, МИГ-23 атаковал цель в 03:25, ее исчезновение с экранов радаров — 03:29. Чувствуете разницу в девять минут между их данными? Любопытно, но в самой Японии не сумели сойтись в едином мнении, о времени разыгравшейся драмы. Военные утверждали, что лайнер был сбит в 03:29, правительство же, пытаясь поддержать своего американского союзника, настаивало на 03:38. Еще одна неувязка.Так все-таки кто атаковал «корейца» — «СУ» или «МИГ»? Ларчик открывается просто — речь идет о нескольких разных эпизодах сражения, развернувшегося в дальневосточном небе. Но об этом чуть позже. Теперь же — нечто из области фантастики: через пятьдесят минут после якобы неоспоримой гибели южнокорейского лайнера тот, как ни в чем не бывало, вышел на связь с аэропортом Нарита. Этот эпизод не подлежит никаким сомнениям — на закате перестройки корреспонденты японского ТВ Асахи продемонстрировали советскому журналисту Сергею Агафонову расшифровку таинственного голоса. Ее сделали независимо и в Японии, и в США и установили, что голос принадлежит командиру КАL-007. Через некоторое время воскресший 007 снова исчезает, теперь навсегда. Что послужило причиной теперь уже реальной его гибели, неизвестно. Скорее всего, его приняли за непрошеного гостя с советской стороны и без раздумий сшибли местные зенитчики. Во всяком случае, через восемь дней все, что от него осталось, вынесло на побережье японских островов Хонсю и Хоккайдо. До сих пор остается загадкой еще одна находка, приплывшая на Хоккайдо вместе с кусками южнокорейского «Боинга», — останки боевой ракеты, явно не советского производства. Версия о том, что обломки «Боинга» принесло течением от острова Монерон, где якобы он был сбит Осиповичем, несостоятельна, потому как течение в том районе движется с юга на север, и никак не наоборот. 10 ноября эпопея поисков была завершена. Никто никому претензий не предъявлял, и дело стало достоянием истории. Что же касается найденных обломков гигантского лайнера на японском побережье, то их списали на беспилотные самолеты-мишени. Теперь можно перейти к событиям, происходившим параллельно полету KAL 007. Подобного масштаба схваток между советскими и американскими ВВС не было со времен Брежнева и Хо Ши Мина, когда во вьетнамском небе (как до этого в корейском) насмерть схлестнулись некогда бывшие союзники. По подсчетам специалистов, в водах, омывающих Сахалин, зафиксировано более десяти мест падений сбитых самолетов. Причем львиная их доля приходится на агрессора. Первый остов находился в пределах советских территориальных вод, в шести милях от Сахалина. Второй — в восемнадцати километрах от острова Монерон. Третий — в сорока пяти милях от него и. т. д. Предполагают, что еще три боевые машины рухнули прямо на остров. Кто-то спросит — не многовато ли для мирного времени? Отвечу так: бывает. И это только часть того, что «накопал» Мишель Брюн. По его версии, еще весной того года три американских авианосных группы в сопровождении бомбардировщиков В-52, «Аваксов», истребителей F-15, подводных лодок впервые появились в обычных районах патрулирования советского флота. Авианосец «Мидуэй», соблюдая все меры предосторожности, вошел в советские территориальные воды неподалеку от Петропавловска. Возможно, после этого случая, американцы пришли к выводу, что подобные рейды будут запросто сходить им с рук. Если это так, то они явно недооценили русских. Как говорится, не трогай лихо, пока оно тихо! Не последнюю роль в избиении американцев сыграл тот факт, что к 31 августа СССР разместил в этом районе новейшие истребители-перехватчики «МИГ-31». Именно на таком самолете с бортовым номером 804 и летал майор Осипович, сбивший в том бою два самолета противника. Так что истерику, поднятую США 22 года назад, понять можно. Вот только вызвана она была, как теперь выясняется, не «кровожадностью Советов, уничтоживших мирный лайнер», а болезненной оплеухой, полученной американскими вояками в советском небе. Предвижу, у кого-то возникнет резонный вопрос: а почему об этой истории молчали советские лидеры? По мнению Мишеля Брюна, обнародование всей правды могло толкнуть Рейгана на попытку взять реванш, что могло спровоцировать полномасштабный военный конфликт между СССР и США. Так это или нет — теперь можно лишь гадать. О завесе секретности, окутавшей «Дело Боинга», можно судить по трагикомической ситуации, случившейся через десять лет после описываемых событий. В 1992 году Б.Ельцин передал Южной Корее вещи, которые, по его словам, принадлежали пассажирам погибшего лайнера. Среди этих вещей был бумажник, в котором хранилась фотография корейской девочки. Фотографию показали по телевидению, и разразился скандал. Девочку узнали. Выяснилось, что ее отец был офицером Корейского центрального разведывательного агентства (KCIA), который был откомандирован в распоряжение ВВС США. Он исчез в то же самое время, что и корейский авиалайнер, и больше о нем никто никогда не слышал. Родственники убеждены в том, что на борту KAL 007 он находиться не мог. Мишель Брюн полагает, что владелец бумажника входил в экипаж самолета электронной разведки RC-135, который был сбит майором Осиповичем в небе над Сахалином.
http://7days.belta.by/7days_plus.nsf...B?OpenDocument