Психология: научно и ненаучно, в шутку и всерьёз

Нужно продать или сдать квартиру? Звоните +7 (925) 001-11-11 Владимир.

Выгодно продам, быстро сдам Вашу квартиру. Отзывы и информация обо мне здесь.

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
:flag_of_truce:@Феникс, пытаюсь выполнить последний тест (рисую человечка) и столкнулась с противоречием:
Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти."
В таблице для анализа присутствуют числа с нулем, а это значит, что какие-то фигуры не были использованы(((! :flag_of_truce:
Тут два момента.
1. "Могут" не означает "обязательно должны быть". По формальной логике. Но логика психологов в ряде случаев может иметь некоторые особенности (аналогия: "В военное время значение косинуса может достигать значения 4" (с) неизвестный ахфицер). :biggrin:
Либо это неумение корректно выражать свои мысли. Что тоже никуда не годится.
2. Теоретически можно было бы предположить, что инструкция составлена так, что сподвинуть тестируемого на использование всех трёх вариантов предлагаемых геометрических фигур. А обсчёт результатов предполагает годность и таких вариантов, в которых установка тестирующего тестируемым нарушена (использованы два варианта фигур или вообще один). Но "это вряд ли" (с), потому что в моей памяти осталась инструкция, которую я читал лет 15-20 назад и где говорится о возможности использования как всех трёх вариантов фигур, так и двух и даже одного.

Таким образом, как мне представляется, это скорее ошибка автора книги по психодиагностике. Тем более, что в в примерах приведена фигура, составленная из одних треугольников.

Аргументом, подкрепляющим предположение о вероятной ошибке, представляется наличие в инструкции ещё одной ошибки. "Канонический" вариант (который остался у меня в памяти) предполагает использование не квадратов, а прямоугольников (если кто помнит курс школьной геометрии, то квадрат -- это частный случай прямоугольника). В данном описании теста говорится о квадратах, а в примерах приводятся рисунки, где присутствуют преимущественно не квадраты, а прямоугольники.
("Товарищ курсант! Вы что такой неровный квадрат нарисовали?!! Вы что, дальтоник!!!" (с) ещё один неизвестный ахфицер)

upload_2015-5-26_20-59-37.png upload_2015-5-26_21-1-18.png
 

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
Еще некоторые человечки состоят из 9 фигур))
Видимо, выпускали пособие, когда корректоров ликвидировали как класс )))!

Тест Томаса я прошла:), некоторые пары вопросов тоже смущали--я бы не выбрала ни один из ответов, пришлось идти на компромисс, хотя , как выяснилось, "компромисс" не является доминирующей стратегией при решении мною спорных ситуаций )))))
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Еще некоторые человечки состоят из 9 фигур))
Видимо, выпускали пособие, когда корректоров ликвидировали как класс )))!
Мне известен случай, когда кафедрой психологии одного из московских вузов был подготовлен сборник тестов. Тесты были подобраны действительно работащие, все описания, инструкции, формулировки вопросов были тщательнейшим образом выверены, "цифирки" для обсчёта результатов внимательнейшим образом проверены. Книжечка получилась солидная, страниц под 400. Особая ценность сборника была ещё и в том, что всё происходило в первой половине 1990-х годов, когда психологической литературы с тестами в продаже особо и не было, "контингент потенциально тестируемых" тестовых методик не знал (и, соответственно, не мог "подготовиться" к тестированию), компьютеров в личном пользовании было сравнительно мало, а программ -- психологических тестов ещё меньше. В машинописном (а может, уже и в виде распечаток из "Лексикона") виде будущий сборник тестов был сдан в типографию.
Но когда тираж был отпечатан и пахнущий типографской краской сборник передан на кафедру, психологи ужаснулись: оказывается, литературный редактор, никого не поставив в известность, ничтоже сумняшеся "литературно поправила" значительную часть вопросов в тестах, что сделало такие "литературно правильные" формулировки вопросов психологически неправильными.
Книгу "под нож", естественно, не отправили. Но значительная часть тестов стала неработоспособной.
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
... некоторые пары вопросов тоже смущали ...
Формулировка вопросов в психологическом тесте -- вещь очень тонкая. Всё дело в том, что может быть очень большая (и совершенно неожиданная) разница в том, какой смысл вкладывает в вопрос автор теста, и как его понимает тестируемый.

Вот конкретный пример. При прохождении психологического тестирования при поступлении в один из московских вузов (дело было в 1990-х) 16-летней девушке в одном из тестов встретился вопрос: "Всегда ли Вы контролируете свой стул?".
Автор теста, психологи, большинство знакомых мне "обычных" людей, да и я сам понимали этот вопрос следующим образом: "А не бывает ли так, что Вы непроизвольно наложили в штаны?" (или медицинско- или наукообразно: "Не бывало ли у Вас актов самопроизвольной дефекации?").
Но "заумная" формулировка может быть понятна не всем, а житейская -- "не комильфо". Видимо, поэтому была выбрана более-менее нейтральная формулировка. И нормальным ответом на вопрос "Всегда ли Вы контролируете свой стул?" предполагался ответ "Да".

Однако, вышеупомянутая 16-летняя девушка ответила "Нет", поскольку поняла этот вопрос совершенно иначе. Она решила, что её спрашивают о том, проверяет ли она результат своей "деятельности" ("Я что, "туда" [в унитаз] каждый раз заглядывать должна?").
 

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
image.jpg
Попалась интересная статья "Почему дисциплина важнее мотивации", последнее время все чаще встречаюсь с детьми, которые страдают от отсутствия дисциплины. Именно так, страдают((!
Есть два главных способа заставить себя что-то сделать:

  • первый, самый популярный и сокрушительно-ошибочный — попробовать мотивировать себя;
  • второй, менее популярный и полностью правильный выбор — развивать в себе дисциплину.
Это одна из тех ситуаций, когда принятие иного подхода немедленно приводит к лучшим результатам. Нечасто услышишь верное использование выражения «сдвиг парадигмы», но это тот самый случай. Момент, когда над головой загорается лампочка.



В чем разница?
Мотивация, в общих чертах, основывается на ошибочном предположении, что для завершения задачи необходимо конкретное умственное или эмоциональное состояние.

Это полностью неверное восприятие.

Дисциплина, напротив, отделяет деятельность от настроений и чувств и тем самым обходит проблему. Последствия ошеломляют.

Успешное выполнение задач приводит к внутренним состояниям, которые кажутся хроническим прокрастинаторам необходимыми для того, чтобы приступить к реализации задач.

Если говорить проще, чтобы начать тренировки, не нужно ждать, когда вы будете в олимпийской форме. Вы, наоборот, тренируетесь, чтобы достичь этой формы.

Если действие обусловлено чувствами, ожидание верного настроя становится особенно коварной формой прокрастинации. Я знаком с этим слишком хорошо и хотел бы, чтобы кто-то указал мне на это за 20, 15 или 10 лет до того, как я почувствовал разницу на своей шкуре.

Если ты ждешь до того момента, пока не почувствуешь, что готов что-то делать, тебе конец. Именно так возникают страшные прокрастинаторские петли.



По своей сути, гнаться за мотивацией — значит настаивать на инфантильной фантазии о том, что нам нужно делать только то, на что есть настрой. Проблема оформлена следующим образом: «Как мне настроить себя сделать то, что я уже своим мозгом решил сделать?» — Плохо.

Правильный вопрос вот: «Как мне признать свои чувства несущественными и начать делать вещи, которые я сознательно хочу делать?». Фишка в том, чтобы обрезать связь между чувствами и действиями, и делать то, что нужно, в любом случае. Вы будете чувствовать себя хорошо и энергично уже впоследствии.

Мотивация — неправильный путь. Я на 100% уверен, что это ошибочное ограничение — главная причина того, что многие жители развитых стран просто сидят в трусах, играют в Xbox и мастурбируют, вместо того чтобы делать что-то полезное.



Вера в мотивацию — следствие психологических проблем.
Поскольку реальная жизнь в реальном мире иногда требует от людей делать то, что никто в здравом уме не может воспринимать с энтузиазмом, «мотивация» натыкается на непреодолимое препятствие в попытке вызвать энтузиазм к тому, что объективно его не заслуживает. Единственное решение, кроме валяния дурака, заключается в том, чтобы забыть про этот самый «здравый ум». Это ужасная и, к счастью, ошибочная дилемма.

Попытка поддерживать энтузиазм к принципиально тусклым и убийственным действиям — это форма преднамеренного нанесения психологического вреда самому себе, добровольное безумие: «Я так обожаю эти таблички, очень хочется поскорее заполнить формулу для вычисления годового дохода, я так люблю свою работу!»

Намного лучший сценарий — сохранить здравомыслие, которое, к сожалению, имеет тенденцию быть неверно истолкованным как моральная неудача: «Я до сих пор не люблю мою бесцельную работу по перекладыванию бумажек», «Я все еще предпочитаю пирог, а не брокколи, и не могу потерять вес, может, я просто слабак», «Мне нужно купить еще одну книгу по мотивации». Фигня. Критическая ошибка заключается в том, чтобы вообще рассматривать такие случаи в разрезе мотивации или ее недостатка. Ответ — в дисциплине, а не мотивации.

У мотивации крошечный срок годности, и ее необходимо постоянно обновлять.

Мотивация — это когда ты вручную давишь на рукоятку, чтобы усилить давление. В лучшем случае она хранит и преобразует энергию для конкретной цели. Бывают ситуации, когда это правильный подход — на ум приходят олимпийские соревнования и побег из тюрьмы. Но это ужасная основа для обычных ежедневных действий, и вряд ли это поможет достижению долгосрочных результатов.



Дисциплина — мотор, который однажды завелся и постоянно поставляет энергию в систему.
Продуктивность не имеет необходимых психических состояний. Для последовательных, долгосрочных результатов дисциплина превосходит мотивацию (нарезает вокруг нее круги, дает щелбан и ест ее обед). В итоге мотивация — это попытка достичь состояния готовности к какому-то действию. Дисциплина — это когда вы делаете что-то, даже будучи не в состоянии.

Уже после этого вы чувствуете себя хорошо. Дисциплина, если кратко, это система, а мотивация в то же время, скорее, аналогична цели. В этом есть симметрия. Дисциплина — это что-то более-менее постоянное, а мотивация — мимолетна.

Как развить дисциплину?

Приобретая привычки — начиная с маленьких, даже микроскопических, набирая обороты, используя их для дальнейших изменений в повседневной жизни, строя петлю положительной отдачи.]
 
Последнее редактирование модератором:

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Попалась интересная статья "Почему дисциплина важнее мотивации", последнее время все чаще встречаюсь с детьми, которые страдают от отсутствия дисциплины. Именно так, страдают((!
...
Из найденной Ирыся статьи: "Дисциплина — это когда вы делаете что-то, даже будучи не в состоянии".

Интересно, что мотивирует дисциплину? :biggrin:

Похоже, у автора статьи весьма своеобразное понимание такого психологического феномена как мотивация.
Очень жаль, что автор не приводит определений или хотя бы своего понимания понятий "мотивация" и "дисциплина", что только усугубляет ситуацию.
 
Последнее редактирование:

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
Я бы заменила "будучи не в состоянии" на "не желая")!
Думаю, что это трудности перевода, так как статья написана на английском)))!

Феникс , а что Вы думаете по поводу дисциплины?
 
Последнее редактирование:

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
Я сформулировала вопрос: "Когда мы произносим "надо", в качестве единственного аргумента, то должна сработать дисциплина или требуется дополнительная "мотивация"? :)
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Я бы заменила "будучи не в состоянии" на "не желая")!
Думаю, что это трудности перевода, так как статья написана на английском)))!

Феникс , а что Вы думаете по поводу дисциплины?
Хорошо, меняем слово, получается (у автора статьи): "Дисциплина — это когда вы делаете что-то, даже не желая [это делать]".
Берём ситуацию (добавляем чуток гротеска в качестве специй): мальчишка не желает идти домой и делать уроку, но идёт (не желая этого).
Что тут? Внутренняя дисциплина (кстати, так что это такое?) или внешняя мотивация в виде разъярённого отца с ремнём в руках?

Дисциплина -- если никуда (словари, умные книги, интернет) не лазить и не смотреть -- то это следование установленным нормам (внутренним и/или внешним), которое обеспечивается определённой системой мотивов. То есть опять пришли к мотивации.
Солдат (обратимся за консультацией к Вожатый) что-то делает или не делает не потому, что он дисциплинирован, а потому что он соответствующим образом мотивирован -- как внутренней системой ценностных ориентаций, так и внешними условиями (другие солдаты, сержанты, старшина, офицеры).
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Я сформулировала вопрос: "Когда мы произносим "надо", в качестве единственного аргумента, то должна сработать дисциплина или требуется дополнительная "мотивация"? :)
А почему "надо"?
Вот та причина (совокупность причин) и есть фактор (совокупность факторов), определяющих движущую силу нашего поведения, которая и есть мотивация.

P.S.: Хотел бы продолжить разговор, но вынужден выключиться и уйти по делам.
"Дисциплина — это когда вы делаете что-то, даже не желая [это делать]". :biggrin:
 

Вожатый

Завсегдатай
Регистрация
6 Апр 2015
Сообщения
3,009
Адрес
Липовый парк, д. 6

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Кризисный возраст у детей: не один, не два, а целых пять!

Хорошо известен кризис подросткового возраста.
Несколько менее -- кризис трёх лет.
На самом деле таких кризисов целых пять: 1 год, 3 года, 7 лет, 10-11 лет, 14-16(17) лет.

Эльконин ДБ = Кризисы в детском возрасте + Годы.jpg

Обусловлены они следующим. По мере взросления ребёнка психическое развитие идёт одновременно по двум основным линиям -- развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов.
Линии эти не параллельны: то одна "вырывается вперёд", то другая, отражая неравномерность процесса развития "хочу" и "могу".
Максимальный разрыв и обусловливает появление кризиса в развитии.

Годовалый ребёнок уже много чего хочет, но при этом сравнительно мало что может сделать сам (уровень развития мотивационно-потребностной сферы значительно опережает уровень развития сферы интеллектуальной).
Трёхетний ребёнок, наоборот, сам может сделать неизмеримо больше головалого, но при этом его характер его желаний изменился не столь существенно (уровень развития интеллектуальной сферы значительно опережает уровень развития сферы мотивационно-потребностной).
Семилетний ребёнок обладает существенно более развитой мотивационно-потребностной сферой, в то время как его операционно-технические возможности не столь существенно отличаются от возможностей трёхлетнего ребёнка.
И так далее.
При этом кризис 10-11 лет проходит относительно незаметно. Но это не значит, что его нет.
Кризис 14 лет обусловлен сами посоображайте чем. )))
Человека в возрасте 16 лет и более вряд ли корректно называть ребёнком, поэтому кризисы более старшего возраста здесь не рассматриваются.

"... при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс".
Когда эти линии расходятся на максимальное расстояние, тогда и наступает кризисный этап в психическом развитии.
... ... ...
В отечественной и зарубежной детской психологии накоплен значительный материал, дающий основание для выделения двух резких переходов в психическом развитии детей. Это, во-первых, переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как «кризис трех лет», и, во-вторых, переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный в литературе под названием «кризис полового созревания». Сопоставление симптоматики этих двух переходов показывает наличие между ними сильного сходства. В обоих переходах имеет место появление тенденции к самостоятельности и ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. При введении этих переломных точек в схему периодов детского развития мы получим ту общую схему периодизации детства на эпохи, периоды и фазы, которая представлена на рисунке.
Как показывает эта схема, каждая эпоха состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором происходит преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Все три эпохи (эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Переходы от одного периода к другому и от одной фазы к другой внутри периода изучены в психологии очень слабо."

См.: Эльконин Д.Б. "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте".
Текст с иллюстрацией: http://5fan.ru/wievjob.php?id=79626
Текст без иллюстрации, но более комфортный для чтения: http://www.studfiles.ru/preview/1866154/
 
Последнее редактирование:

legarh

Активный пользователь
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
145
Адрес
Липовый парк, д. 11
Феникс, Ближе к телу, как говорил Мопассан!

Расскажите нам, пожалуйста, если есть такая информация, про кризис среднего возраста! Типология... И как из него выйти обновленным! Направить, так сказать, энергию в позитив! :spasibo::unknown:
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Феникс, Ближе к телу, как говорил Мопассан!

Расскажите нам, пожалуйста, если есть такая информация, про кризис среднего возраста! Типология... И как из него выйти обновленным! Направить, так сказать, энергию в позитив! :spasibo::unknown:
Спасибо за доверие! :spasibo:
Проблема в том, что психология, как и медицина, если можно так сказать, "несколько разная". Например, есть стоматолог, а есть проктолог. Оба -- врачи, но я что-то не слышал, чтобы с зубной болью ходили к ... Ну, Вы поняли.
:wink:

Лично мне интересны социальная психология, точнее, сфера межличного общения и взаимодействия, точнее ... В общем, даже здесь есть различные направления. Однако, поскольку мне легче сориентироваться в имеющемся в интернете материале, вот небольшая выборка.

Кризис среднего возраста относится к предмету возрастной психологии, которая представляет собой самостоятельную отрасль психологической науки и изучает факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
(Определения взяты здесь; материал небольшой, его стоит прочитать.)

Очень кратко про кризис среднего возраста написано на страничке в Википедии.

А вот этот материал мне приглянулся: http://www.semya-rastet.ru/razd/krizis_srednego_vozrasta/.
Написано понятным языком и совсем не длинно. Рекомендую прочитать.

В Сети можно найти разного рода и объёма материалы по проблеме кризиса среднего вораста.
Мне показались достойными для прочтения следующие.

Небольшие по объёму материалы про кризис среднего возраста у мужчин и женщин:
-- кризис среднего возраста (интернет-публикация);
-- исследование жизнестойкости и уровня субъективного контроля у мужчин (курсовая работа);
-- кризис среднего возраста у мужчин (интернет-публикация);
-- исследование особенностей эмоциональной сферы одиноких женщин периода ранней зрелости (реферат);
-- кризис среднего возраста у женщин (интернет-публикация);

Книги:
Гаврилина Л.К., Бызова В.М. Кризисы взрослой жизни. (PDF-файлы: вариант_1; вариант_2)
Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. (читать он-лайн)
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (читать он-лайн или скачать)
Подборка из 245 книг по возрастной психологии -- и взрослой, и детской (все книги можно скачать).

Интересный материал: "Возрастная динамика отношения к здоровью у мужчин и женщин" (стр. 246-248 в публикации).
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Я быть может чего то не понимаю :scratch_one-s_head:. У мужа брат держит дома вот такую "дуру" (в смысле размера)

Когда эта лошадь встает на задние лапы - она с меня ростов (176см). Мало того, кобелина спит с ними на постели :bad: (между М и Ж). ...
Не раз слышал, что кобели ложатся или стремятся залечь в постель между мужем и женой. Причём некоторые стараются ещё и выгнать из кровати соперника -- т.е. мужчину. Могут кусаться и т.д.

А может, собаку берут в постель из-за запрета на холодное оружие и отсутствия в хозяйстве меча? :biggrin:
Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч — рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы.
http://7kingdoms.ru/wiki/Рыцарь#cite_note-3jo2-19
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Сверху Снизу