Так называемый «эффект Моцарта» получил известность после публикации
результатов исследования трех ученых из Университета Калифорнии в журнале Nature в 1993 году. В ходе эксперимента 36 студентов были разделены на три группы, каждая из которых в течение 10 минут слушала определенную запись. Первой группе включили запись сонаты Моцарта для двух фортепиано (ре-мажор, K 448), другой дали слушать инструкции по релаксации для снижения кровяного давления, а третью группу оставили сидеть в тишине. Сразу после этого студенты должны были пройти тест на пространственное мышление, составленный на основе
шкалы интеллекта Стэнфорд – Бине. В результате IQ группы, которая слушала Моцарта, был на 8–9 пунктов выше двух других. Как заявлялось в докладе, эффект был краткосрочным и длился не дольше 10–15 минут, в течение которых как раз и было проведено тестирование участников. В заключение авторами было высказано предположение, что несложная и содержащая много повторов музыка не окажет такого влияния на абстрактное мышление человека.
Восемь тысяч детей прошли тест на пространственное мышление после десятиминутного прослушивания музыки и в итоге был обнаружен «эффект Blur»
Эти удивительные результаты буквально взбудоражили общество, которое окрестило чудесный эффект именем композитора. Спрос на записи произведений Моцарта повысился, а губернатор штата Джорджия даже решил выдавать бесплатные CD с его музыкой каждой семье в честь рождения ребенка. Женщины стали уделять внимание прослушиванию классики во время беременности в надежде, что это сделает их ребенка одаренным. И вот в 1999 году оказалось, что все напрасно: в том же журнале Nature вышла
статья под названием «Прелюдия или реквием для эффекта Моцарта?», в которой авторы на примере результатов шестнадцати исследований показали, что на самом деле музыка Моцарта не оказывает почти никакого влияния на мышление человека. К тому же они обратили внимание тех, кто специально растит детей на классической музыке, на то, что в эксперименте 1993 года вообще-то участвовали студенты, а не дети.
Авторы разоблачительной статьи заключили, что музыка могла простимулировать участников того эксперимента просто тем, что заставила их испытать наслаждение и, таким образом, способствовала лучшему настрою во время выполнения теста, а это привело к более высоким результатам. «Становится также понятно и то, почему не удалось обнаружить подобного эффекта другой музыки, которая могла быть не очень приятной или воодушевляющей для слушателей». Здесь напрашивается новое предположение: а вдруг на способности человека влияет только та музыка, которую он любит?
Один из авторов указанной статьи, Кристофер Чабрис из Гарвардского Университета, упомянул, что действительно существуют подтверждения тому, что прослушивание произведения Моцарта или аудиокниги Стивена Кинга одинаково вдохновляют людей на лучший результат в тесте на пространственное мышление, если они получили удовольствие от прослушивания. То есть дело совсем не в том, чью музыку слушать, да и в целом дело не в музыке.
Статья должна была стать разгромной для теории «эффекта Моцарта», но… энтузиазм публики не спал. Споры вокруг темы не затихают до сих пор, ее стали исследовать еще больше, и в обществе по-прежнему можно встретить тех, кто верит в чудодейственность классики. Среди них есть и всемирно известные личности, к мнению которых наверняка многие прислушиваются. Например, британская актриса Хелена Бонэм Картер однажды
заявила в эфире радиостанции Classic FM: «Я слушала Моцарта и скрипичные концерты снова и снова, потому что это оказывало влияние на внутреннее ухо моего малыша в животе. Все, что обещали, произошло. Мои дети родились подвижными, невероятно умными и уравновешенными». Получается, что человечество так и не разочаровалось в «эффекте Моцарта». Но почему?
Существует мнение, что музыка Моцарта более упорядочена и это держит сознание человека в спокойствии и концентрации во время прослушивания
Ответ прост. Потому что с 1999 года появилось слишком много исследований, доказывающих, что музыка действительно влияет на наш мозг. Но какая музыка? По этому вопросу ученые по-прежнему расходятся во мнениях. В 2005 году исследователи из университетов Торонто (Канада) и Лондона (Великобритания) опубликовали
доклад, по результатам которого выходило, что жанр не важен, если слушатель действительно наслаждается музыкой. Они попросили восемь тысяч детей возрастом 10–11 лет пройти тест на пространственное мышление после десятиминутного прослушивания музыки и в итоге обнаружили «эффект Blur». Дети, которые слушали поп-исполнителей, в том числе и группу Blur, показали лучшие результаты по сравнению с теми, кто слушал Моцарта.
Вроде бы сделали вывод, что автор и жанр музыки не важен, но в 2015 году ученые из римского университета Ла Сапиенца
решили сравнить мозговую деятельность людей, слушающих ту самую сонату Моцарта из эксперимента 1993 года и произведение Бетховена «К Элизе». На этот раз деятельность мозга участников исследовали с помощью электроэнцефалографа. ЭЭГ показала, что при прослушивании людьми сонаты Моцарта наблюдалось увеличение мощности излучения мозга в альфа-диапазоне, который связан с когнитивной деятельностью мозга и памятью. Во время прослушивания Бетховена таких изменений выявлено не было. Существует мнение, что музыка Моцарта более упорядочена и ее слушатель заранее знает, что не встретит в ней неожиданных смен настроения. Это держит сознание человека в спокойствии и концентрации во время прослушивания. В то время как экспрессивная музыка вроде произведений Бетховена скорее рассредоточивает умственную деятельность.
Год назад ученые сделали важное открытие. Впервые было выявлено биохимическое воздействие музыки на организм человека. В марте 2015 года группа исследователей из Университета Хельсинки опубликовала
результатысвоего эксперимента, в ходе которого они пытались выяснить влияние музыки на экспрессию генов человека. Часть из 48 участников эксперимента в возрасте от 18 до 73 лет слушали 3-й скрипичный концерт Моцарта в течение 20 минут, другим не давали слушать музыку вообще. При последующем исследовании оказалось, что у тех, кто слушал музыку, наблюдалось подавление экспрессии генов, отвечающих за развитие нейродегенеративных заболеваний, и повышение уровня экспрессии генов, связанных с синтезом дофамина (так называемого гормона наслаждения), синаптической передачей, а также с памятью и процессом запоминания.
Одним из регулируемых генов, согласно этому исследованию, оказался альфа-синуклеин, отвечающий за развитие болезни Паркинсона и имеющий связь с областью, отвечающей за музыкальные способности. Правда, такие изменения на уровне экспрессии генов были замечены только у тех слушателей, у кого имелся музыкальный опыт. Авторы исследования поспешили уточнить: «Мы признаем, что эффект музыкального воздействия на экспрессию генов человека может быть очень субъективным и отличаться в зависимости от ряда факторов, таких как возраст, пол, культура, прежние музыкальные привычки, музыкальное образование, профессиональная подготовка и личные предпочтения в музыке».
Помимо этого открытия, в последние годы ученые выяснили, что на наш мозг оказывает влияние и ненамеренное прослушивание музыки – фоном. В 2011 году французские ученые
обнаружили, что если во время лекции поставить фоновую классическую музыку, то результаты тестирования по материалам этой лекции будут выше, чем у студентов, которые слушали ту же лекцию без музыкального сопровождения. Помимо влияния на умственные способности, фоновая музыка может оказывать на человека и расслабляющий эффект, даже без его ведома.
Музыка, безусловно, оказывает на нас необычайное влияние. Для кого-то она освобождение и надежда (музыкальную терапию
применяют в лечении аутизма), для кого-то – успокоение, для кого-то – стимул к новым свершениям. И как бы люди ни относились к заявлениям ученых, доказывающих, что музыка влияет на деятельность мозга и чуть ли не делает нас умнее и талантливее, каждый из нас хотя бы раз ощущал заряд энергии от любимой мелодии, из-за которого и дела спорятся, и задачи решаются.