Изменения в сфере ЖКХ требуют консолидированной позиции всех участников – Андрей Чибис
Речь идет в том числе и о потребителях, говорит замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор страны
Москва. 27 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Сфера жилищно-коммунального хозяйства является единственной отраслью в стране, с которой каждый человек сталкивается ежедневно. О том, как и в какую сторону меняется отрасль ЖКХ, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор страны Андрей Чибис.
Андрей Владимирович, какие изменения в сфере ЖКХ нас ждут в 2017 году?
В этом году мы впервые будем реализовывать комплексный проект развития ЖКХ и городской среды. Это важная и масштабная задача, ведь до сих пор в России не было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях: от модернизации коммунального комплекса до дизайна уличной мебели. Если говорить про городскую среду, то впервые из федерального бюджета в рамках приоритетного направления на эти цели выделено значительное финансирование: 20 млрд рублей будут направлены на софинансирование региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды, 500 млн рублей на парки и скверы в городах с населением до 250 тысяч человек.
На что эти средства должны быть направлены?
Регионам с бюджетным дефицитом будут выделены средства для софинансирования программ благоустройства – причем 2/3 от федеральной поддержки будет направляться на благоустройство дворовых территорий. Безусловно, графики обустройства дворов должны быть синхронизированы с краткосрочными планами проведения капитального ремонта и замены инженерных сетей, чтобы в свежеотремонтированных дворах не проводились никакие строительные работы. Другое важное условие благоустройства дворов – это участие жителей. При разработке проекта благоустройства двора собственникам квартир будет предлагаться меню с двумя категориями работ – обязательный минимум и дополнительные опции. По этому меню жители сами будут выбирать — проводить только базовые работы или делать расширенный объем благоустройства, но принимать в проекте активное участие.
Оставшиеся средства от субсидии (до 1/3 от объема субсидии — ИФ) должны быть направлены на реализацию знаковых проектов: благоустройство наиболее посещаемых общественных зон. Эта работа даст мощный импульс и социальному, и экономическому развитию регионов. Отдельное внимание мы уделяем поддержке малого бизнеса, ведь именно он станет основным исполнителем работ по благоустройству и основным поставщиком услуг в обустроенных парках и скверах.
Какие еще изменения нас ждут в 2017 году?
Уже с 1 января вступил в силу ряд изменений. Во-первых, в части концессионного законодательства: регион стал третьей стороной концессии, стало возможным передавать в управление предприятия с долгами или не до конца зарегистрированным имуществом. В этом случае инвестор берет на себя обязательства погасить долги и дооформить право собственности на предприятие. Напомню, в регионах, где уже действуют концессии, сокращаются потери на сетях (на 18% в теплоснабжении, на 14% в водоснабжении), снижается аварийность (на 47% в теплоснабжении, на 21% в водоснабжении), растет качество услуг и, зачастую, сокращается объем потребляемых ресурсов за счет внедрения современных энергоэффективных решений. Поэтому мы стараемся поддержать рост инвестиций в ЖКХ.
Во-вторых, в этом году изменится вид платежного документа за ЖКХ.
Вы говорите про изменение структуры оплаты общедомовых нужд?
Да. С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги. Это вода, которая нужна для влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так далее. Раньше плата за эти расходы относилась к категории коммунальных услуг, и ее размер колебался в зависимости от того, сколько дом реально потребил ресурсов. Но мы понимаем, что часть такого потребления могла быть связана с утечкой из-за аварии, или отсутствием приборов учета в каких-то квартирах. То есть жильцы оплачивали и перерасход своих соседей, и весь небаланс. Сейчас возможность такого злоупотребления исключена, и управляющие компании (УК) получили серьезную мотивацию работать над энергоэффективностью, а также стимулировать установку приборов учета. Одновременно мы дали дополнительные полномочия управляющим компаниям по фиксации реального количества проживающих в квартире, но не зарегистрированных людей.
Размер платы за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается, исходя из норматива, который установлен в каждом регионе, что позволит собственникам жилья четко понимать, за что и сколько они платят. Однако, если показатели общедомовых приборов учета будут ниже норматива, то, по решению собрания собственников, можно продолжить оплачивать общедомовые траты на электричество и водоснабжение по фактическому потреблению.
Напомню, что до 1 июля 2017 года регионы должны актуализировать нормативы, и корректность их установки будет проверяться органами Жилищного надзора.
Надо сказать, что это позитивное изменение, ведь именно эта строчка по ОДН достаточно справедливо вызывала вопросы у многих потребителей, потому что она не контролировалась и постоянно менялась.
Также в разделе жилищных услуг платежка по-прежнему будет содержать фиксированную плату за содержание дома. Оплата за домофон, антенну, шлагбаум включается в платежку только в случае, если их использование или установка одобрены на общем собрании собственников.
А как это новшество отразится на платежах?
Во-первых, платежи станут более предсказуемыми. Во-вторых, по нашим расчетам, общая квитанция должна снизиться. В Республике Удмуртия, например, стоимость общедомовых расходов при таком подходе сократилась в 10 раз!
А в целом планируется повышение тарифов на коммунальные услуги?
На федеральном уровне создан эффективный механизм защиты граждан от роста тарифа при помощи установления предельного индекса роста совокупной платы за коммунальные услуги. Так в первом полугодии 2017 года повышения не будет совсем, а во втором, в июле, – рост составит в среднем 4% по стране, что ниже уровня инфляции. Установленный порог в 4% — это некий баланс, направленный на защиту населения и поддержку развития инфраструктуры.
Кроме того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование: устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения – понятную прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех ресурсоснабжающих компаний целевых показателей повышения качества и надежности предоставления услуг. Так и в 2014, и в 2015, и в 2016 году тарифы за жилищно-коммунальные услуги не превышали инфляции. При этом была введена жесткая и прозрачная процедура "преодоления" ограничений в отдельных муниципалитетах взамен на новую услугу или инвестиции в качество, при согласии местных депутатов. То есть если появляется новая услуга, например, централизованное водоснабжение и водоотведение, которые до сих пор есть не во всех наших городах, то платежка, конечно, вырастет. Раньше люди просто не платили за воду и канализацию, а теперь будут.
Много говорилось о планах создать систему прямых договоров потребителей с ресурсоснабжающими организациями. На какой стадии сейчас находится данный законопроект? Что мешает его принять?
Исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, на наш взгляд, — важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины. Порядка 40% долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.
Мы считаем, что на счет самой УК должны поступать только деньги за ее услуги: уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление — теплоснабжающей компании. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств.
Если говорить глобально, то, когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.
Здесь стоит отметить, что для собственников нововведение не потребует дополнительных действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты. Одновременно с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который соберет все платежи за ЖКХ.
Какие еще изменения в сфере ЖКХ ожидаются, которые, скажем так, люди "почувствуют"?
Также с 1 января появились штрафы в пользу потребителя за неправильно выставленную квитанцию. Теперь, помимо перерасчета, потребителю будет выплачиваться 50% от суммы превышения. Компенсация будет предоставлена за счет пересчета и уменьшения размера платы за коммунальные услуги. Для наглядности штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой.
Несколько позже вступят в силу изменения, согласно которым будет упрощена процедура изъятия дома из управления при неоднократном невыполнении управляющей компанией своих обязанностей. Одновременно с этим планируется упростить процедуру проведения собрания собственников многоквартирного дома. Мы предлагаем следующий механизм: одно помещение (то есть одна квартира) — один голос.
Другим нововведением, которое будет разработано в 2017 году, станет внедрение стандартов качества управления многоквартирными домами. Здесь мы говорим именно о качественных показателях работы УК: наличие дистанционных каналов для общения с потребителями, время реагирования на обращение потребителя, внешний вид сотрудников и так далее. Введение стандарта поможет повысить уровень сервиса управляющих компаний, так как его соблюдение будет лицензионным требованием, за нарушение которого компания будет лишаться права управлять домом, а если таких домов будет более 15%, то и лицензии.
Не боитесь создать дефицит на рынке УК?
Не боимся, потому что все больше предпринимателей осознают, что управление жильем — это прибыльный рынок. Как только освободится ниша, и с рынка уйдут недобросовестные УК, их место займут другие. А система ГИС ЖКХ даст возможность компаниям конкурировать за клиента. Кстати, по данным социсследований сегодня уже 45% населения участвует в принятии решений по управлению своим домом, почти 20% активно пытаются заниматься управлением дома. Тема капитального ремонта доказала, что собственники могут быть очень инициативными: постоянно растет доля собственников, выбравших для накопления специальный счет. А это значит, что граждане готовы брать на себя ответственность в решении такого важно вопроса.
Вы вспомнили про капремонт. Как обстоят дела в этой сфере?
Как вы знаете, собираемость взносов на капитальный ремонт растет, по данным на 1 декабря 2016 года, она превысила 83%. В этом году мы рассчитываем, что по программе капремонта будет отремонтировано порядка 40 тыс. многоквартирных домов на сумму в 180 млрд рублей. Это колоссальная сумма, которую раньше никогда не тратили на ремонт домов. Как я уже сказал, программа сделала людей более инициативными: собственники начали понимать, что ремонт улучшает и качество жизни в доме, и стоимость их жилья. И сегодня собственники уже хотят знать: как ускорить проведение работ, как использовать более современные и энергоэффективные технологии, можно ли взять кредит или, наоборот, приумножить средства на капремонт за счет размещения на депозите.
Что касается нововведений, то уже начала действовать норма, согласно которой средства, собираемые в текущем году, должны быть направлены на ремонт до его окончания. Невыполнение этой нормы теперь означает прямое нарушение федерального законодательства.
Как обстоят дела с внедрением новой системы ТБО? Начнет ли действовать система с 1 января 2017 года?
Она поэтапно запускается и мы уже видим первые результаты. В четырех регионах (В Ивановской и Астраханской областях, Камчатском и Краснодарском краях) разыграны конкурсы и выбраны региональные операторы. Напомню, такие операторы должны появиться во всех субъектах до мая 2018 года. Предложения об установлении единого тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должны быть направлены в органы регулирования не позднее 1 июля 2018 года. Завершить переход планируется к 1 января 2019 года. Новая система позволит стимулировать переработку образующихся коммунальных отходов, обеспечить контроль их потоков, что автоматически повысит инвестиционную привлекательность отрасли и улучшит экологические показатели регионов.
Мы мониторим процесс запуска и поддерживаем регионы, переход к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сопровождается консультативной и методической поддержкой со стороны Минстроя России.