С каким неописуемым наслаждением новоявленный доктор будет приходить с почти настоящим шприцем и старательно делать уколы, приговаривая: «Потерпи… Молодец, совсем не плакал!» Если в наборе есть тонометр — измерения давления не избежать никому из домашних. Даже если взрослые категорически откажутся, всем куклам и медведям давление будет измерено в обязательном порядке. Затем придет черед ран и переломов. Понадобятся перевязочные материалы — повязки, бинты, вата…
А ведь такая вроде бы незамысловатая ролевая игра «доктор — пациент» приносит явную и неоспоримую пользу. Прежде всего — психологическую. Игра помогает детям преодолеть страх перед настоящими врачами или перед предстоящим пребыванием в больнице. Такое предварительное проигрывание ситуации, своеобразная репетиция всегда полезны: в результате ребенку будет легче пережить сложную реальную ситуацию. А еще, поощряя эту игру, можно вложить в малыша массу полезных знаний и умений — важно лишь не отмахнуться от вечно пристающего с расспросами ребенка и поделиться теми минимальными медицинскими познаниями, которыми обладает любой родитель, независимо от профессии.
Полный набор
Начнем с изучения инструментов, входящих в чемоданчик доктора.
- Стетоскоп — любимец детей номер 1, давно им знакомый. Как интересно всунуть в ушки его трубочки и «прослушать» всех попавшихся пациентов…
- Градусник — фаворит номер 2. «Измерив» температуру, малыш будет торжествующе кричать: «Тридцать двенадцать семь и восемь!» Значит, пора разобраться с математикой: объяснить ребенку, что нормальная температура — 36,6°С, а выше она бывает, когда кто-то заболел. Если у градусника есть подвижная шкала, неплохо потренироваться в чтении его показаний (так незаметно, привыкая соединять целые фадусы и их десятые доли, ребенок познакомится с десятичными дробями — ведь графически это просто!). При желании можно даже рисовать графики температуры — совсем как настоящие! А еще много интересного взрослые узнают, попросив ребенка объяснить, что же такое температура. (Это мы уже к физике приближаемся.) Вот, например, какое определение дала пятилетняя Саша: «Температура — это жидкое вещество, которое внутри человека. Иногда оно подскакивает…» Так что потрудитесь объяснить, что температура — вовсе не вещество. Просто она показывает, какой это предмет — холодный, теплый, горячий, то есть как сильно он нагрет. Пожалуй, для начала физики хватит.
- Шприц — фаворит номер 3. Очевидно, это отголосок младенческих прививок, но уколы любят делать абсолютно все дети. Тут можно научить их главному правилу: прежде чем делать укол, нужно поднять шприц иглой (носиком) к потолку и выпустить воздух. Важно еще объяснить, зачем это делается: попадание воздуха в тело совсем нежелательно и даже опасно для здоровья — так устроен человек. Ерунда, скажете? А ведь серьезный подход к делу, приближение манипуляций к реальности сделает игру увлекательнее и вызовет интерес к медицинским знаниям. «Невропатологический» молоточек потребует разъяснений о том, кого бить, по какому месту, а главное — зачем. На грани открытия для ребенка будет незамысловатый рассказ о том, что есть доктора с разными специализациями и что молоточки помогают определить, здоров ли (в определенном отношении) пациент. Осторожно ударив молоточком под колено всех по очереди, и себя в том числе, ребенок удивится сходству реакции. Вдаваться в более детальные объяснения происходящего, наверное, пока не стоит, однако сравнительное исследование и анализ будут делать свое дело — выяснится, что на вид такие разные люди имеют чисто биологическое сходство.
- Измерение давления — самая интересная из процедур. Конечно, игрушечный прибор ничего не показывает, но он так чудесно пыхтит! А как серьезно можно надевать его на руку, например, бабушке! Пусть она, кстати, и просветит любимого внука или внучку, что давление бывает верхнее и нижнее, что хорошо, когда оно в норме (120/80 запомнятся с лету!). Еще при повышенном давлении болит голова. А самое необыкновенное — что давление это, оказывается, кровяное. И кровь у людей бежит по сосудам по всему телу — вот и пришли к анатомии.
Анатомические открытия
Игры «в доктора» непременно потребуют каких-то минимальных медицинских знаний. И грех родителям упустить такой момент и не подсунуть чаду какой-нибудь детский атлас по анатомии и медицине — благо их сейчас продается множество, написанных как российскими, так и зарубежными авторами. Удивительно, но в отличие от родителей детям почему-то безумно нравится рассматривать на картинках и скелет, и кровеносную систему, и пищеварение, и дыхание. Встречаются детские издания, где на каждой из прозрачных страниц изображена одна из систем человека, поэтому их можно наложить друг на друга. Такое покажется интересным даже взрослому!
Ни в коем случае не заставляя ребенка, а открывая книгу лишь в качестве справочника, когда возникают конкретные вопросы, можно потихоньку объяснить ему основные моменты из разных разделов анатомии.
- Скелет — ужасно забавный для знакомства материал. Неизбежно будут вопросы: «И у меня такие же косточки? И у папы? И у сестренки Юлечки?» А как чудесно „закреплять пройденное», прощупывая и разыскивая на себе или на родственниках челюсти, ребра, позвоночник, лопатки (кстати, а почему они так смешно называются?), разные суставы… Интересно порисовать маленьких скелетиков со всеми «правильными» основными косточками — обычно в этом преуспевают мальчики. Зубы хорошо знакомы всем детям (не так давно выросли!). А сколько их всего? У взрослых? У детей? Все ли они одинаковые — где наше зеркало? На картинке рассмотрим зуб в разрезе. Оказывается, он идет глубоко в десну, у него есть корни, как у растения! И внутри он вовсе не такой, как снаружи! Если, кстати, выпал свой молочный зуб, тщательнейшим образом изучим и его. Немудрено, что после таких открытий всем малышам сразу захочется как можно тщательнее заботиться о своих зубах и чистить их с удвоенной энергией по утрам и вечерам.
- Пищеварение — тема родная и близкая, ведь едим мы каждый день по нескольку раз. Куда «проваливается» еда изо рта? Что с ней происходит? Что может болеть, если болит живот? Сколько видов разных кишок умещается в животе малыша? Неужели так много? Что за странный сок — желудочный? Почему нужно вовремя завтракать, обедать и ужинать? Ответы на эти, казалось бы, прозаические вопросы звучат для ребятишек как откровения и дают взрослым возможность привить детям основы культуры питания и диетологии и (хочется надеяться!) избежать в будущем проблем с гастритом. Изучение кожи лучше всего сопроводить «лабораторной работой» — исследовать отпечатки пальцев. С помощью штемпельной подушечки ребенок может сделать серию отпечатков всех своих пальцев на белой бумаге. Неплохо добавить сюда же и отпечатки ладошек. Можно попросить других членов семьи i оставить на бумаге свои «следы». А теперь вымоем руки и займемся исследовательской работой. С помощью лупы внимательно рассмотрим линии и узоры отпечатков, дуги, петли и завитки. На свете ведь нет двух людей, даже близнецов, имеющих совершенно одинаковые отпечатки пальцев! Каждый человек уникален и неповторим — это же целое открытие! А как интересно поиграть «в сыщика» и определить, кто из домочадцев оставил конкретные отпечатки пальцев!
- Система кровообращения нам встретилась уже при измерении давления. Теперь, рассмотрев сердце на картинке, поищем его у себя и послушаем, как же оно стучит. Найдем пульс (что непросто), посчитаем. Теперь немного попрыгаем и снова посчитаем пульс. Изменился? В какую сторону? Так можно считать пульс у всех домашних — занятие на целый час!
А знакомству с органами чувств очень помогут лабораторные работы-игры. Например, увлекательная и веселая фруктово-овощная угадайка. Завяжите глаза малышу повязкой, возьмите несколько разных фруктов и овощей и дайте ему возможность определить — какой. Сначала на ощупь (осязание!), потом по запаху (обоняние!). Если ребенок ошибся, дайте ему кусочек этого фрукта или овоща, и пусть он попробует отгадать по вкусу. Еще одна осязательная угадайка может быть с игрушками. Пока малыш отвернулся, возьмите три-четыре предмета из детской — например, тапочек, игрушечную машинку, мишку, расческу. Положите их в непрозрачный мешок и завяжите резинкой. Задача ребенка — прощупать мешок снаружи и определить, что в нем спрятано. Отгаданный предмет вынимается. Игра продолжается, пока в мешке не останется больше загадок. Интересно потом поменяться ролями — малыш будет прятать вещи, а взрослый отгадывать. Слух неплохо проверяется и тренируется с помощью звуковой угадайки, особенно на кухне. Погремите за спиной ребенка тарелками или кастрюлями, откройте кран с водой, включите чайник — все ли он может „узнать» на слух? А в продолжение эксперимента запишите вместе с малышом на кассету разные звуки — как льется из крана вода, работает стиральная машина, скрипит дверь, кашляет дедушка, тявкает щенок и т.д. Пусть ребенок даст послушать эту кассету папе или бабушке и проверит. насколько они точны в своих ответах. По желанию, поменяйтесь ролями и попросите кого-нибудь из взрослых записать такую кассету для малыша. Думаю, в подобные угадайки можно и с гостями поиграть!
Где пострадавший?
Не бойтесь, мы ни в коем случае не советуем вам сразу браться за операции. На первых порах надо освоить наложение повязок пострадавшим. «Девочки, повязки — это память рук», — говорила нам преподаватель на занятиях по хирургии, и мы усердно бинтовали и бинтовали. Самое интересное, что теперь, когда бывает необходимо кого-то перебинтовать, я вроде бы не помню, как это надо делать, а руки автоматически выполняют правильные движения, и повязки выходят ровные и красивые. Для детей бинтовать — сплошное удовольствие. Пожертвуйте парой бинтов и часом свободного времени, и вы поразитесь, какие профессиональные повязки будут со временем накладываться всем куклам и медведям! (Только хвалить не забывайте!) Можно научиться и шины накладывать — бывают же у кукол переломы! Это пригодится ребенку и в походе, и летом на даче.
Ну, а в качестве финала соберем всех членов семьи или друзей и поиграем в поликлинику. На прием к доктору (которому непременно помогает медсестра, причем оба — в белых халатах или хотя бы накидках) придут самые разные пациенты. Сначала они усядутся на стульях в очередь на прием (позаботьтесь о журналах с картинками, которые помогут скоротать время ожидания). Доктор будет принимать их по одному, внимательно выслушивать жалобы, назначать лечение и процедуры (вот работа для медсестры), выписывать бюллетени и справки. Кого-то, может быть, придется направлять к врачам-специалистам или на рентген (если друзей собралось очень много). Смеем вас заверить, дела хватит всем, если к игре подойти максимально серьезно!
Ну как? Надеюсь, теперь вы не будете отмахиваться от ребенка, когда он предлагает поиграть «в доктора», и наш полезный совет про то, как поиграть с ребёнком во врача вам помог? Глядишь, и настоящего доктора для семьи вырастите — такого же доброго и профессионального, как доктор Айболит. А ещё множество различных игр вы можете найти на сайте
http://igrywinxs.ru.