Градостроительно-земельная комиссия Москвы 4 декабря 2014 г. одобрила проект планировки территории административно-делового центра (АДЦ) в пос. Коммунарка в ТиНАО. Он будет располагаться в 7 км от МКАД между Калужским шоссе и пос. Коммунарка, к югу от поселения Газопровод и восточнее дер. Сосенки. О том, какие объекты будут построены на территории центра и когда может завершиться реализация всего проекта, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Вадиму Климову рассказал руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
В.К.: Какова общая площадь административно-делового центра, который расположится в Коммунарке?
В.Ж.: Общая площадь центра – 307 га, общий объем строительства – 4 млн кв. м, в том числе кампус Московского института стали и сплавов (МИСиС) – 505 тыс. кв. м и филиал Российской государственной библиотеки на 250 тыс. кв. м. Около 83 га мы выделяем МИСиСу, кампус которого будет строиться за счет внебюджетных источников. Проект готов, но они пока не начали строительство. Остальное - это объекты жилой и нежилой недвижимости, социальные объекты, гостиницы. Разработан проект планировки территории, он одобрен градостроительно-земельной комиссией. В ближайшее время он будет вынесен на публичные слушания.
В.К.: В каком сейчас положении находится площадка, необходимо будет что-то сносить?
В.Ж.: Нет, ничего сносить не надо будет, площадка на данный момент чистая, там ничего нет. Есть только три газопровода и высоковольтная ЛЭП. ЛЭП мы каблируем вдоль Калужского шоссе и газопроводы мы тоже переносим вдоль Калужского шоссе. То есть электрические провода будут не на столбах, как сейчас, а в кабеле под землей.
В.К.: Как будет обеспечиваться транспортная доступность будущего центра?
В.Ж.: Транспортную доступность обеспечит реконструкция Калужского шоссе. Кроме этого, туда придет метро – это планируемая ветка от будущего Третьего пересадочного контура, от станции «Улица Новаторов» до Коммунарки. Там появится дорога, соединяющая Солнцево, Бутово и Видное. Транспортная доступность будет обеспечена на должном уровне.
В.К.: Вы говорили, что земли АДЦ могут стать частью сделки по строительству китайскими инвесторами новой линии метро в «новую» Москву.
В.Ж.: Китайцы, как генеральный подрядчик, будут строить метро, а оплата будет производиться не сразу, а в течение, скажем, 10-15 лет. Пока такая концепция рассматривается в отношении китайских партнеров. Земли им отдавать не будут, они будут у управляющей компании, которой, скорее всего, станет «Мосинжпроект», либо какой-то филиал в составе «Мосинжпроекта». Часть вырученных средств пойдет на строительство дорог, часть - на финансирование строительства метро. Другие площадки, находящиеся на станциях по этой ветке метро, также будут рассматриваться как источник финансирования для этого метро.
В.К.: Будет ли разработан дизайн-код, который объединит всю будущую застройку единой концепцией?
В.Ж.: Дизайн-код уже есть, это будет современная архитектура. Здание префектуры, допустим, будет семиэтажным, но будут объекты и в 30 этажей на этом участке. Объекты будут разной этажности, разной формы – это будет современная архитектура, есть уже предложения от архитекторов, мы нарабатывали варианты архитектурных предложений по АДЦ. Пока просто есть концептуальные предложения. Можно построить, например, Версаль и применять классический вариант фасада. В данном случае мы видим, что это современные фасады и современная архитектура – это стекло с элементами различных малых архитектурных форм на фасадах.
В.К.: Будет ли архитектурная доминанта?
В.Ж.: Будет центральный бульвар. На этом бульваре предполагается построить несколько высотных объектов. Одной какой-то доминанты не будет, будут здания до 100 м высотой.
В.К.: Какова инвестиционная привлекательность АДЦ? Есть ли уже какие-то договоренности с отечественными или зарубежными компаниями?
В.Ж.: Переговоры с инвесторами ведутся. Скорее всего, будут предоставляться в аренду земельные участки, при этом мы хотим обеспечить территорию внутриплощадочными инженерными сетями, то есть непосредственно где есть здания и сооружения, и внеплощадочными сетями. Земельные участки будут предоставляться с уже обеспеченной инженерной инфраструктурой и, по сути, с транспортом, потому что мы строим дороги. Цена земли, естественно, будет не низкой. В этой стоимости будут затраты, которые мы понесем на инженерию и дороги.
В.К.: Какую сумму город планирует выручить при реализации проекта?
В.Ж.: По нашей оценке, город может получить доход от этой территории объемом не меньше 100 млрд руб. Это только в вопросах строительства – реализация земельных участков, управление проектом, будут же еще и налоги от недвижимости, от имущества. Эти деньги как раз должны пойти на строительство внешних сетей, дорог на территории АДЦ и, частично, на финансирование ветки метро.
В.К.: В течение какого времени это может произойти?
В.Ж.: Мы считаем, что в ближайшие два года кризис все равно спадет, хотя и сейчас его особо нет. Финансовая ситуация улучшится в стране в целом и, думаю, лет за десять этот проект можно будет реализовать.
В.К.: Что будет строиться в первую очередь?
В.Ж.: В первую очередь мы строим префектуру и параллельно мы начнем строить жилые дома на этой территории и первые объекты административно-делового центра. По итогам рассмотрения в ГАУ «Мосгосэкспертиза» проектно-сметной документации по строительству объекта, получено положительное заключение государственной экспертизы. В настоящее время проектная документация проходит в установленном порядке процедуру утверждения в департаменте градостроительной политики Москвы. Подготовлен пакет документов для объявления открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по выполнению строительно-монтажных работ по объекту. Планируемый срок проведения конкурса - июнь 2015 г. Планируемый срок окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию – первый квартал 2017 г. Площадь участка по ГПЗУ составляет 2,87 га, площадь здания - 31, 88 тыс. кв. м, в том числе надземная часть - 26, тыс. кв. м, и подземная часть - 5,4 тыс. кв. м. Общая площадь помещений автостоянки составит 3,6 тыс. кв. м, она будет рассчитана на 100 машино-мест.
В.К.: Когда инвесторам могут быть предложены первые участки в АДЦ?
В.Ж.: Думаю, что в этом году какие-то первые участки будут уже предложены инвесторам. Участки будут предлагаться инвесторам с технико-экономическими параметрами на жилые и нежилые помещения, при этом в процессе реализации проекта мы будем их обеспечивать сетями и дорогами. При этом нужно понимать, что участок, где будет вестись основное строительство, имеет площадь 70 га. Все остальное - это дороги, рекреация, МИСиС, Российская государственная библиотека, часть территории занимает пруд.
В.К.: Ваш департамент координирует работу по реализации проектов строительства кампуса МИСиС и РГБ?
В.Ж.: Да, наш департамент координирует работу и по реализации проекта МИСиС, и по реализации проекта РГБ. Что касается проекта строительства РГБ, то выпущено распоряжение о предоставлении земельного участка, ведется кадастрирование этого земельного участка. Потом, когда они его получат, они начнут проектирование. У них есть деньги на проектные работы. Мы, безусловно, будем координировать процесс, учитывая, что у нас единая транспортная и инженерная инфраструктура, они должны привязываться к нашим сетям и дорогам. В этом году деньги у них только на проектные работы, поэтому в этом году они строить не начнут.
В.К.: Какой объем дорожного строительства запланирован на территории АДЦ?
В.Ж.: Будут и шестиполосные дороги, и четырехплосные, и двухполосные, то есть дороги будут разного значения. Я думаю, что от 40 до 50 км дорог будет построено на территории административно-делового центра.
В.К.: Будут ли создаваться парковочные места на территории АДЦ? В каком объеме?
В.Ж.: Всего планируется создать 30,4 тыс. машино-мест. Это будут и подземные парковки, и парковки под дорогами, и плоскостной паркинг. Все зависит от места расположения. Например, ближе к Калужскому шоссе можно разместить плоскостные парковки. Мы хотим с целью экономии и создания единой парковочной инфраструктуры построить паркинги под дорогами, которые будут построены на территории АДЦ. Подход будет разный, например, будут отдельные многоэтажные объекты и площадь под парковку будет небольшая, инвестор может построить часть парковки построить у себя в подземном пространстве на одном или двух уровнях, а часть парковок уже взять в аренду у управляющей компании, которая построит их под дорогами.
В.К.: Вы уже упомянули, что будет создаваться рекреационная зона. Какие конкретно объекты для отдыха планируется создать?
В.Ж.: Будет создана зона отдыха для тех, кто работает на этой территории. Мы не говорим о том, что это будет какой-то тематический парк с отдельным направлением, это будет зона отдыха с плоскостными спортивными объектами, там будут прогулочные и велосипедные зоны, где можно будет погулять, посидеть, отдохнуть, запустить воздушного змея.
В.К.: Планируется ли строить крупные торговые точки на территории АДЦ?
В.Ж.: Я думаю, что это будут скорее торговые места на первых этажах зданий, которые бы создавали живую общественную зону. Отдельных крупных торговых центров не будет. Если строить крупные торговые центры, то они будут привлекать к себе, а остальная территория будет «мертвая», поэтому лучше, когда торговля размещена на первых этажах зданий, как это сделано в современных развитых европейских городах.
В.К.: Какое количество рабочих мест планируется создать в рамках реализации проекта?
В.Ж.: Планируется создать 70 тыс. рабочих мест. Это будет центр деловой активности, рабочие места будут обеспечивать финансовые институты, которые там будут располагаться, банки, IT-компании. Это могут быть и офисы иностранных компаний в том числе.
В.К.: Какое количество жилья может быть построено?
В.Ж.: Планируется построить 800 тыс. кв. м. Учитывая, что жилье будет, скажем так, среднего класса, это где-то на 20 тыс. человек. У людей появятся рабочие места в шаговой доступности. Но люди там будут не только работать - в вечернее время это будет живая территория.