Психология: научно и ненаучно, в шутку и всерьёз

Нужно продать или сдать квартиру? Звоните +7 (925) 001-11-11 Владимир.

Выгодно продам, быстро сдам Вашу квартиру. Отзывы и информация обо мне здесь.

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Несмотря на ошибки в тексте, этот скриншот -- не в ветку "Говорим и пишем ...", а в "Психологию ...".

Потому что проблема не только в "грамотности", но и в патологическом желании выдать желаемое за действительное.
А вот "альфифа башня" за заднем плане чуток не та. :russian_ru:

 

Катена

Завсегдатай
Регистрация
15 Апр 2015
Сообщения
6,966
Адрес
Липовый парк д.7 к.1

Фотина

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
4,290
Адрес
Москва А-101 корпус 10
Просто в моем окружении нет такой пришибленной молодежи, все умные, интересные и всегда с ними приятно пообщаться и поговорить на разные темы, в тоже время похохмить над чем-то им тоже не занимать!
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Психология в картинках



 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Однако ...

upload_2015-8-3_22-7-51.png
 

Mary

Активный пользователь
Регистрация
28 Апр 2015
Сообщения
130
Адрес
Липовый парк, 11
Кто-нибудь читал книги М.Е. Литвака?
Они позиционируются как психологический ликбез для широкого круга читателей.
Что о них думаете?
 

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
Что произойдет, если у детей на один день отнять интернет
image.jpg

Детский психолог Екатерина Мурашова рассказала в своей книге о необычном эксперименте.
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести 8 часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильными телефонами, интернетом). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т. п.
Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать свое состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели лишь трое — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т. п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только 10 человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

«Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все 8 часов подробно описывала свое состояние». Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

  • готовили еду, ели;
  • читали или пытались читать;
  • делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
  • смотрели в окно или шатались по квартире;
  • вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши не в счет);
  • складывали головоломки или конструктор «Лего»;
  • рисовали или пытались рисовать;
  • мылись;
  • убирались в комнате или квартире;
  • играли с собакой или кошкой;
  • занимались на тренажерах или делали гимнастику;
  • записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
  • играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
  • трое писали стихи или прозу;
  • один мальчик почти 5 часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
  • одна девочка вышивала по канве;
  • один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
  • один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
  • одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
  • одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без...», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно...», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все 8 часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.



Источник: AdMe.ru

 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
... Детский психолог Екатерина Мурашова рассказала в своей книге о необычном эксперименте. ...
Вот так и появляется слово "психолух". Абсолютно оправданное.
Автор "эксперимента" не пробовала на себе ни с кем не общаться 8 часов?
Я уже не говорю о том, что сама постановка (или описание) эксперимента некорректна. Тут совсем не "что будет, если у детей отнять интернет", а что будет, если полностью лишить ребёнка межличностного взаимодействия и общения.
То есть вместо того, чтобы посмотреть, как ребёнок поведёт себя и как он будет себя чувствовать в условиях нормального живого общения (без погружения в "виртуальную реальность" -- в компьютерную игрушку и пр., а также без общения виртуального, суррогатного -- ВКонтакте и пр.), мадам, задав соответствующую установку, лишила формирующееся социальное существо самой возможности социального взаимодействи.

"Психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно".
Интересно, мадам "психолог" в курсе, что такое сенсорная депривация и каковы её последствия?
А ведь она устроила детям фактически нечто подобное.

Сенсорная депривация (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение) — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. экстремальная психология). Воздействие С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокаме ре, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см. аффект) переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, к-рые определенным образом воздействуют на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), к-рые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см. эмоции). Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см. астения) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.

http://psychology.academic.ru/3885/сенсорная_депривация
 

Ирыся

Завсегдатай
Регистрация
19 Апр 2015
Сообщения
6,803
Адрес
Липовый парк, 9
Феникс, меня оправдывает слегка то, что это не совсем я сказала)))!
За комментарий большое спасибо! Хотела поставить эксперимент на себе, теперь точно не буду)))):spasibo:
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Феникс, меня оправдывает слегка то, что это не совсем я сказала)))!
За комментарий большое спасибо! Хотела поставить эксперимент на себе, теперь точно не буду)))):spasibo:
Ирыся, разве моя рационально-эмоциональная реакция направлена на Вас? Нет и ещё раз нет -- это всё сказано в адрес мадам "психолога".
А Вам в очередной раз большое-пребольшое спасибо за интересный материал. :spasibo:
Теперь будем знать, на что могут нарваться дети.
 

Mary

Активный пользователь
Регистрация
28 Апр 2015
Сообщения
130
Адрес
Липовый парк, 11
что такое сенсорная депривация и каковы её последствия?
Ого! А что же тогда делают с человеком флоат-камеры? Они же вроде полезны должны быть.
Сейчас много студий флоатинга, предназначенных для отдыха, их никто не закрывает.
Камера сенсорной депривации, или флоатинг-капсула (англ. float — свободно плавать, держаться на поверхности) — камера, изолирующая человека от любых ощущений. Реализована в виде бака, в который не проникают звуки, свет и запахи. Бак заполнен раствором высокой плотности (раствором английской соли в воде), температура которого соответствует температуре человеческого тела. Помещённый в бак человек пребывает как бы в невесомости.

Впервые такая камера была использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации. Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Камера_сенсорной_депривации
 
Последнее редактирование:

Катена

Завсегдатай
Регистрация
15 Апр 2015
Сообщения
6,966
Адрес
Липовый парк д.7 к.1
а у некоторых после таких процедур может и крышку снести, или чего хуже во время - как минимум паническая атака
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Ого! А что же тогда делают с человеком флоат-камеры? Они же вроде полезны должны быть.
Сейчас много студий флоатинга, предназначенных для отдыха, их никто не закрывает.
Всё есть яд и всё есть лекарство. Всё дело в дозе. (с)
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Наглядная иллюстрация к очень правильному по своей сути высказыванию: у каждого своя правда.

 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
Дерматоглифика и психология

profilvt.PNG

Лирическое техническое психологическое отступление
Советский детский металлический конструктор. Примерно вот такой:


В отличие от Лего, который, как ни крути, а приучает строить -- и, соответственно, мыслить! -- по шаблону, в нашем конструкторе "число степеней свободы" было несоизмеримо выше.
При наличии фантазии из нашего конструктора можно было собрать очень интересные штуки, которых и близко не было в инструкции.
Для сбора такого или подобного вертолёта достаточно было собственной соображалки.


P.S. для тех, кто полагает, что мелкие детальки опасны для детей младше ___ лет.
Мне такой конструктор подарили (выдали в пользование) в год и восемь месяцев, показав, как можно с помощью болтика и гаечки соединять и скреплять различные железячки с дырочками. Заодно было объяснено, что это не съедобно и в рот тащить не интересно.
В результате за много лет пользования конструктором ни один болтик не пострадал.
Повторю:
Мне такой конструктор подарили (выдали в пользование) в год и восемь месяцев, показав, как можно с помощью болтика и гаечки соединять и скреплять различные железячки с дырочками. Заодно было объяснено, что это не съедобно и в рот тащить не интересно.
В результате за много лет пользования конструктором ни один болтик не пострадал.
У меня тоже в детстве был такой конструктор, видимо он мне и помог в перспективе стать инженером-механиком
А я формально -- гуманитарий. Во всяком случае, все полученные специальности и квалификации относятся к системе "человек -- человек".
(Всего таких базовых систем три: "человек -- человек", "человек -- машина", "человек -- знаковая система". К первой отномятся все, чья деятельность подразумевает непосредственный контакт с другими людьми; ко второй относятся занимающиеся конструированием, проектированием, обслуживанием, работой на механических и электронных систем и механизмов; к третьей -- все те, кто имеет дело с различного рода знаковыми системами: филологи, "письменные" переводчики (занимающиеся устным переводом в ситуации непосредственного общения -- к первой), исследователи древних языков, программисты и пр.)
Но вот специалисты по дерматоглифике, проанализировав в он-лайн режиме мои "пальчики", уверенно заявили, что я по своему психотипу -- инженер. (Действительно, с техникой я на "ты" и многое люблю делать своими руками, вплоть до разводки по квартире горячей и холодной воды (соответствующее фото как-то выкладывал).)
Кроме того, рассказали ещё много чего интересного, попав (по моим представлениям о самом себе) в "десятку".
Не менее точными были характеристики тех, кого я знаю (тест проводился "вслепую", специалисты не знали, чьи "пальчики" находятся перед ними).

Спиридонов И.Н. "Медицинские и социальные аспекты дерматоглифической и иридоскопической диагностики". 1999.
(Спиридонов И.Н. -- завкафедрой в МГТУ им.Баумана, доктор технических наук, профессор, Академик Российской Академии медико-технических наук, Действительный член Международной ассоциации идентификаторов и Лазерной ассоциации. Автор более 150 научных работ, 7 учебных пособий и более 40 патентов. Область научных интересов: оптико-цифровые системы обработки медико-биологической информации; системы и комплексы оценки функционального состояния человека.)

Примечание: скриншоты кликабельны. Просто скопировать текст не получилось.

upload_2015-8-8_17-25-44.png
Объясняется такой подход крайне просто и логично: весь организм развивается из одной оплодотворённой яйцеклетки. Просто какие-то из появившихся в результате деления клеток становятся нейронами, а какие-то образуют паппиллярные узоры.

upload_2015-8-8_17-24-45.png
upload_2015-8-8_17-26-42.png
upload_2015-8-8_17-27-36.png
upload_2015-8-8_17-28-23.png
upload_2015-8-8_17-29-35.png
upload_2015-8-8_17-30-5.png
upload_2015-8-8_17-30-40.png
upload_2015-8-8_17-31-12.png
upload_2015-8-8_17-31-43.png

Дерматоглифика позволяет выделить существенные индивидуальные различия, а также этносихологические особенности целых народов.
upload_2015-8-8_17-57-21.png
upload_2015-8-8_17-57-58.png

И.Н.Спиридонов утверждает, что в связи с фенотипическими особенностями, самым прямым образом обусловливающих специфику восприятия информации, всех детей одинаково -- как это происходит в школах -- учить нельзя. Кроме того, существуют региональные, в т.ч. этнически обусловленные различия, которые следует учитывать при принятии решения о размещении того или иного производства в конкретном регилне. (Коротко, научным языком и слегка завуалированно это написано в следующем абзаце).
upload_2015-8-8_17-35-3.png

А дальше следует просто-напросто убийственный по своему трагизму вывод, очень точно объясняющий одну из базовых предпосылок нынешнего положения дел в стране:
upload_2015-8-8_18-0-38.png
upload_2015-8-8_18-1-14.png
upload_2015-8-8_18-3-48.png

Вывод по дерматоглифике (в статье рассматриваются также возможности иридодиагностики):
upload_2015-8-8_18-4-18.png

upload_2015-8-8_18-5-43.png
upload_2015-8-8_18-6-6.png

Полный текст с таблицами здесь: http://www.biometric.bmstu.ru/userfiles/file/Articles/Dermatoglyphics/Spiridonov_1999.pdf


Также можно почитать, например:
Словарные статьи о дерматоглифике: http://psychology.academic.ru/538/дерматоглифика
Бурлай Е.В. Биотехническая система дерматоглифических исследований ладони : Дисс. ... канд. технич. наук. 2009. (Научный рководитель И.Н.Спиридонов).
Зайченко А.А. Связь индивидуально-психологических особенностей человека с телосложением и дерматоглификой. 2010(?) http://psyjournals.ru/files/34739/exp_collection_Zaichenko.pdf
Минкин В. Основы современной дерматоглифики. 2008-2010. http://www.elsys.ru/downloads/reports/DermatoglyphicsBases.pdf

Обращает на себя внимание такой факт: процитированная статья И.Н.Спиридонова опубликована в 1999 году.
В 2009 году под его руководством защищена названная выше кандидатская диссертация.
При этом ни А.А.Зайченко, ни В.А.Минкин даже не упоминают работ И.Н.Спиридонова по дерматоглифике.
(Если я правильно понял одну вскользь брошенную фразу, то диагностику состояния человека посредством виброизображения (см. раз, два ...) Минкин позаимствовал в Бауманке.)
 

Феникс

Завсегдатай
Регистрация
3 Апр 2015
Сообщения
3,556
Адрес
Москва
В теме "Игрушки и игры" вспомнил и написал про игру в доктора.
Но игра эта имеет как минимум два аспекта.

Материал про воспитательный аспект разместил в тематической ветке:
http://newkommunarka.ru/threads/Отцы-и-дети-педагогическая-ситуация.288/page-3#post-30592

А про другой аспект, немного покопавшись в Сети, нашёл вот такой вот материал.
Привожу его полностью. Про игру в доктора -- раздел в середине текста.

Игры в доктора или сексуальные посягательства?
http://psy-baby.livejournal.com/1909431.html

В начальной школе, где учится мой ребенок, произошло событие, которое заставило родителей и воспитателей подробнее окунуться в тему сексуальных отношений между детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Для многих родителей (и для меня в том числе) оказалось, что опираясь на внутрисемейные ценности в вопросах сексуального воспитания, мы предоставлены случайности, когда на эту тему приходится общаться с посторонними - поймем ли мы друг друга и примем ли мы чужие взгляды.
Что нормально для детей дошкольного и младшего школьного возраста в плане сексуальных опытов? Как родители должны реагировать на детские эксперименты? Когда дети заходят слишком далеко и нарушают личные границы других детей? Как научить ребенка уважать и опознавать личные границы другого ребенка?
Оказалось, что существуют консультационные центры, которые давно и профессионально занимаются этими вопросами. Один из них здесь, у нас, называется "Zartbitter Köln e.V.". На их сайте много полезной информации, которая показалась мне настолько важной, что решила её перевести.


Сексуальные посягательства среди детей дошкольного и младшего школьного возраста учащаются

Zаrtbitter Köln всё чаще оказывает консультации в случаях сексуального насилия среди детей

В то время, как еще несколько лет назад в Zаrtbitter Köln обращались исключительно отцы и матери тех детей, которые становились жертвами насилия со стороны взрослых или подростков, в настоящее врмя у них ищут поддержку родители детей, ставших жертвами сексуального домогательства со стороны ровесников или детей постарше дошкольного или младшего школьного возраста...

Только за последние два месяца Zаrtbitter Köln провело консультации более 25 мальчиков и девочек, испытавших на себе массивное сексуальное насилие со стороны детей от 6-ти до 10-ти лет. Кроме того во время обучающих семинаров в школах воспитателям в доверительной обстановке некоторые дети рассказали о своем негативном опыте в этой области. Дети переживают сексуальные домогательства в школе, в детских лагерях, со стороны соседей-ровесников или со стороны старшиx братьев/сестер.
Увеличение числа консультаций объясняется наряду с более высокой чувствительностью матерей и отцов и педагогов так же и усиливающейся сексуализацией детей и подростков путем новых медийных средств. По наблюдениям Zаrtbitter в последние годы под влиянием легкодоступного порнографического материала среди детей увеличивается сексуальное поведение, повреждающее личные границы других детей: старшие из младших школьников, у которых уже имеется неограниченный доступ к интернету, считают действия, нарушающие личные границы других, нормальными. Некоторые дети пользуются доступом к порнографии в родительском доме, у соседей или на мобильных телефонах одноклассников и используют эти образы, которые нагружают их психику, в своих играх. К примеру, еще 10 лет назад только в виде большого исключения дети в детском саду играли в оральный секс. Сегодня не проходит и недели, чтобы не было звонка от растерянного родителя с вопросом, нормально ли в дошкольном возрасте оральный контакт с гениталиями. Zаrtbitter встречались случаи, когда сексуальные домогательства приводили к повреждениям, требующим медицинской помощи.
...


Причины сексуальных посягательств среди детей

Некоторые из сексуально посягающих детей сами являлись жертвами сексуального насилия. Основная часть их испытала это насилие не в семье, а вне её. Так, например, у мальчиков сексуально посягующее поведение может быть "пробой на мужество" - например: приставания к младшим/слабым детям в туалете или шокирование порнографией на мобильных телефонах.

Повторное или целенаправленное сексуальное посягательство ни в коем случае не является следствием случайно увиденного полового акта. Сексуальное посягательство может служить симптомом сексуального насилия, испытанного сексуально посягующим ребенком со стороны других детей, подростков или взрослых.
Часто сексуально посягующее поведение имеет и другие причины. Например:
- слишком ранняя и эмоционально перегружающая конфронтация со взрослой сексуальностью (например, порнографический материал)
- эмоциональное игнорирование
- наблюдение сцен (домашнего) насилия
- телесное насилие в семье или вне её
- моббинг в детском саду или начальной школе
- игнорирование воспитания у детей уважительного обращения с личными границами других детей в детских заведениях.


Игры в доктора или сексуальные посягательства?
Подсказки мамам и папам


Что такое игры в доктора?

Игры в доктора являются частью нормального детского развития в дошкольном возрасте и в начальной школе. Еще младенцем ребенок открывает свое тело - сначала кожу и рот, в возрасте нескольких месяцев - половые органы. Он трогают свою вагину или пенис и наслаждается возникающими чувствами.

Дети несколько постарше любят быть нагими, им нравится раздеваться в присутствии других и они могут выяснить, что трогая и потирая свои половые органы они вызывают у себя приятные ощущения.

Между третьим и четвертым годом жизни мальчики и девочки начинают привлекать к своим сексуальным действиям других. Они показывают свои половые органы, исследуют себя и своих ровесников-друзей и подружек. У них есть названия для половых органов и идентификация себя как девочки или мальчика.

Начиная с 4-го года жизни игры в доктора происходят в форме игр во врача или дочки-матери. Мальчики и девочки изучают свои половые органы, имитируют поведение взрослых (держаться за ручки, обниматься-целоваться, женитьба) и играют в совокупление и роды.

В результате всеобщей сексуализации общества (например сексуальные сцены по телевизору и в новых медийных средствах) в последние годы наблюдается, что дети уже дошкольного возраста всё чаще прибегают в играх к оральному сексу с пенисом, вагиной или анусом. Такое поведение ни в коем случае нe является нормальным сексуальным поведением в данном возрасте.

В рамках игры в доктора мальчики и девочки дошкольного возраста часто засовывают карандаши или другие предметы в вагину и анус. В таком случае могут возникнуть непредвиденные травмы.

Игры в доктора являются нормальными детскими играми. В них играют дети одного возраста или одного уровня развития с максимальной разницей в возрасте в два года. Мальчики и девочки рассматривают друг друга и прикасаются друг к другу. Участники игры равноправны и не односторонни. Инициатива исходит не только от одного ребенка. Ни один ребенок не находится в подчинении другого. Такие игры происходят скорее между подругами и друзьями, чем между братьями/сестрами.

Реакции на игры в доктора

Многие родители не знают, как реагировать на игры в доктора между детьми. Некоторым взрослым стыдны их наблюдения: они сознательно или несознательно устраняются. Другие боятся реагировать на игры в доктора позитивно - из опасений, мальчики и девочки будут слишком сильно заинтересованны в сексе при позитивной реакции. Третьи же не прививают детям понятий о четких правилах игр в доктора из-за неправильно понятой открытости.

Мальчикам и девочкам необходимы четкие правила, чтобы при игре в доктора уметь защищать свои личные границы и уметь видеть и уважать личные границы других детей.

Правила игры в доктора

- Каждый мальчик/каждая девочка сама решает, с кем он(а) играет в доктора.
- Мальчики и девочки гладят и исследуют друг друга только пока это нравится ему/ей и другому ребенку
- Никто не причиняет другому ребенку боль!
- Никто не засовывает другому ребенку ничего в попу, вагину, пенис, ухо или рот.
- Более взрослым детям, подросткам или взрослым нечего делать в играх в доктора.
- Позвать на помощь - это не ябедничество!

Сексуальные посягательства между детьми

Сексуальные посягательства это сексуальные действия, которые повторно, массивно и/или целенаправленно нарушают чужие личные границы.

Девочка или мальчик являются сексуально посягующими, если он/она...
- уговаривает, искушает или подкупом приводит других детей к сексуальным действиям.
- заставляет при помощи силы или угроз заняться сексуальными действиями.
- или повторно и/или целенаправленно наносит повреждения в генитальной области.

Разовое случайное повреждение во время детской игры в доктора не является причиной для слишком больших волнений. Но если повреждения появляются снова и снова и дети не придерживаются известных им правил игры в доктора, то такое поведение можно считать сексуальным посягательством.

Повторное или целенаправленное сексуальное посягательство ни в коем случае не является следствием случайно увиденного полового акта. Некоторые из сексуально посягающих детей сами являлись жертвами сексуального насилия. Основная часть их испытала это насилие не в семье, а вне её. Так, например, у мальчиков сексуально посягующее поведение может быть "пробой на мужество" - например: приставания к младшим/слабым детям в туалете или шокирование порнографией на мобильных телефонах.

Часто сексуально посягующее поведение имеет и другие причины. Например:
- эмоциональное игнорирование
- игнорирование четких правил игры в доктора в детской группе
- телесное насилие в семье или вне её
- моббинг
- наблюдение сцен домашнего насилия

Пострадавшие мальчики и девочки являются жертвами!

Много мальчиков и девочек переживают сексуальное насилие со стороны ровесников и старших детей как обморочное состояние. Поэтому мальчиков и девочек, испытавших сексуальное посягательство, называют жертвами.

Но дети, проводившие сексуальные посягательства, не могут быть названы "преступниками", это ни человечески, ни профессионально не справедливо, если они будут криминализированны и их поступки будут названы "преступлением". Поэтому в профессиональных кругах говорят о "сексуально посягующих детях".

Важно, чтобы родители пострадавших и сексуально посягующих детей не обвиняли друг друга, теряя при этом детей из вида.

Посягующие дети не являются преступниками!

Общепринятое употребление терминов "жертва" и "посягующий ребенок" позволяет говорить о "жертве" без того, чтобы спровоцировавшие тяжелую ситуацию попали в "преступники". Нaпример, если маленькая девочка на велосипеде на детской площадке наедет на другого ребенка и тот сломает себе руку, то пострадавшего ребенка назовут жертвой. Но никто не назовет девочку на велосипеде преступницей.

Сигналы, на которые вам надо обращать внимание!

Девочка/мальчик...
- пользуется очень сексистским языком, сильнее, чем другие дети,
- вовлечен в игры в доктора со старшими или младшими детьми,
- пытается уговорить других детей играть в доктора,
- наносит себе или другим повреждения в генитальной области,
- принуждает других детей скрывать игры в доктора,
- призывает других детей к взрослым сексуальным практикам,
- играет или говорит о действиях, относящихся к взрослой сексуальности.

Сигналы, про которых вам следует обратиться к профессиональной помощи!

Девочка/мальчик...
- проявляет к играм в доктора больший интерес, чем к другим, соответствующим его возрасту, играм и занятиям,
- пользуется экстремально сексуализированным языком и многократно унижает других детей или взрослых сексистскими ругательствами,
- неоднократно пытается привлечь к играм в доктора незнакомых или незаинтересованных детей,
- неоднократно пытается уговорить других детей трогать собственные или чужие половые органы,
- неоднократно призывает других детей к практикам взрослой сексуальности,
- не воспринимает права других детей на их сексуальное самоопределение,
- наносит неоднократные или целенаправленные повреждения себе или другим в генитальной области,
- уговаривает, искушает или заставляет при помощи силы или угрозами других детей играть в доктора,
- при помощи силы или словесной угрозы принуждает других детей скрывать сексуальные действия во время игры в доктора.

Если ребенок пережил сексуальные посягательства...

- реагируйте спокойно и обдуманно! Слишком острая реакция усиливает трудности пострадавшего ребенка.
- не упрекайте, даже если ребенок вам доверился позже.
- похвалите ребенка, что у него хватило мужества об этом поговорить.
- задайте в спокойном тоне вопросы о том, как происходило посягательство. (Например: а что потом случилось? Что XY сделал потом?)
- Примите, если ваш ребенок не хочет об этом говорить (дальше).
- Не утомляйте вашего ребенка назойливыми вопросами о подробностях.
- Подтвердите, что действия были "неправильные", "дурацкие", "подлые"...
- Не подвергайте рассказ вашего ребенка сомнениям - даже если он нелогичен.
- не дискутируйте на тему, не сделал ли ваш ребенок что-то неправильно. Ответственность за сексуальное посягательство никогда не лежит на жертве!
- избегайте требований жесткого наказания для посягнувшего ребенка, иначе ваш сын/ваша дочь не сможет вам (дальше) доверять!
- огородите вашего ребенка от допросов в присутствии посягнувшего ребенка!
- Утешайте и ухаживайте за вашим сыном/вашей дочкой!
- не обещайте своему ребенку ничего, что вы не смогли бы сдержать!

Помочь детям при переработке сексуальных посягательств...

После первого шока большинство детей перерабатывают сексуальные посягательства от других детей без долговременных последствий, если:
им поверили и их будут защищать.

В консультационных центрах (местах профессиональной помощи при сексуальном насилии или семейной помощи) вам дадут советы, как вы можете поддержать самоисцeление ребенка. Там помогут прояснить, нужна ли вашему ребенку терапевтическая помощь или нет.

Следущие советы помогут мамам и папам узнать, как поддержать ребенка справиться с последствиями сексуального посягательства.

- не отчаивайтесь, если в первую неделю поведение вашего ребенка массивно нарушается!
Многие дети поначалу страдают от массивных последствий: страхи, ночные крики, приступы гнева, ночные кошмары, безрадостность, телесные реакции, младенческое поведение и язык... Как правило спустя несколько недель дети чувствуют себя лучше.
- Реагирует ребенок телесно и эмоционально, обьясните ребенку, что с ним происходит, дотупным ему образом.
У тебя озноб, так как ты опять вспомнил про это...
- ухаживайте за ребеком, если он страдает от болезненных телесных воспоминаний (повышенная тепература, головные боли, боли живота, тяжелые руки и ноги).
Жертвы с болезненой телесной памятью нуждаются в любвеобильном уходе - как дети, перенесшие тяжелую операцию.

- Наблюдайте, страдает ли ваш сын/ваша дочь от последствий, если да, то где и когда.
Обычно подавленность детей-жерт отчетливо проявляется спустя несколько недель. У некоторых мальчиков и девочке происходит смена между состояниями с симптомами и без или же дома они производят подавленное впечатление, в саду или школе "абсолютно нормальное" - или наоборот.

- Если ваш ребенок страдает от смены настроений (неожиданное беспокойство/возбуждение, тоска, приступы гнева), понаблюдайте, что произошло незадолго перед этой сменой настроения.

- Многие пострадавшие девочки и мальчики время от времени забываются в собственной боли. Если ребенок не слышит ваше спокойное и четкое обращение, то вам поможет пение, телесный контакт, движение, отвлеките ребенка.

- Если ваша дочь/ваш сын многократно проигрывает сцены насилия, то прекратите эти подавляющие сцены с любовью, например так, будто вы вместе с ребенком помогаете детям-куклам.
- Реагируйте с любовью и по делу, если ваш ребенок рассказывает вам подробности насилия.
Это было действительно ужасно для тебя!.. Если бы я это знал, я бы тебе сразу помог!..

- Не заговаривайте с ребенком о сексуальном посягательстве перед сном!

- Примите, если ваш ребенок поначалу избегает определенные ситуации. Но помогите ему, этот страх шаг за шагом отпустить.
Если ваша дочь/ваш сын боится групп детей, отдавайте ребенка в сад поначалу только на ограниченное время

- Поддержите вашего ребенка четкой и определенной организацией дня!
- Не ограничивайте ребенка ролью жертвы! Совершенно нормальная дневная рутина целебна!
- Ограничения и правила, соответствующие возрасту, дают пострадавшим мальчикам и девочкам чувство уверенности.
- Если на ребенка были совершенны посягательства в саду или школе, узнайте, могут ли педагоги обеспечить вашему ребенку безопасность и готовы ли они работать вместе с профессионалами из консультационных центров.
- Поделитесь с людьми, которым вы доверяете. Но избегайте, что все ваши разговоры будут вертеться вокруг сексуальных домогательств - это не поможет ни вам, ни вашему ребенку.
- Если вы сами постоянно думаете об этих сексуальных домогательствах, подавлены своими фантазиями о том, как всё происходило, или сильно заняты собственными подобными воспоминаниями, то вам надо не только для ребенка, но и для себя поискать поддержку у профессионалов.
Профессионалы, работающие с травмами, помогут вам узнать о возможностях остановить это.
- Нe забывайте о себе и о своих отношениях!

Мой ребенок совершил сексуальное домогательство...

- Реагируйте обдуманно! Сильные реакции взрослого человечески понятны, но часто заставляют ребенка умолкнуть.
- Не забывайте: домогательское поведение девочек и мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте может иметь массу причин!
- Даже если вам сначала трудно поверить в домогательства со стороны вашего ребенка: выслушайте, что вам рассказывают другие дети. Эта информация поможет вам в поддержке вашего ребенка прекратить поражающее границы поведение.
- Обратитесь за помощью в консультационные центры, которые будут сопровождать вас в разговорах и помогут прояснить факты.
- Следите за тем, чтобы разговоры с другими матерями и отцами проходили уважительно ко всем участникам.
- Говорите со своим ребенком и сексуальных посягательствах. Называйте действия своими именами, чтобы ребенок понял, о чем речь.
Я не хочу, чтобы ты засовывал палку в попу другому ребенку, чтобы ты лизал пенис другому ребенку...
- Дайте почувствовать вашему ребенку, что он/она по прежнему любимы, но его/её дейтвия были неправильными.
- Скажите вашему ребенку: "Я не хочу, чтобы ты это делал". Скажите ему так же: "Я тебя поддержу, если кто-то захочет сделать тебе больно или не понимает твое "НЕТ""
- Спросите своего ребенка, кто его этому научил или где он такое увидел.
- Дети, которые многократно или целенаправленно сексуально домогаются других, нуждаются в помощи терапевтов! Педагогической работы здесь недостаточно!
- Поговорите с людьми, которым вы доверяете! Выбирайте людей, общение с которыми вам пойдет на пользу, которые внимательно обходятся с личной информацией, которые не будут ни драмматизировать, ни слишком поверхностно относится к сексуальным домогательствам вашего ребенка.
- Обратитесь к терапевтичекой помощи, если вас мучают фантазии о сексуальных домогательствах или если вы мучаетесь воспоминаниями о пережитом вами в прошлом насилии.
 
Сверху Снизу