Владимир Жидкин: Новая Москва создавалась не только для размещения органов власти
https://riarealty.ru/analysis_interview/20170608/408657366.html
12:14 08/06/2017
1 июля 2017 года исполнится пять лет с момента, как границы Москвы официально расширились более чем в два раза. Перед этой датой РИА Недвижимость встретилось с одним из главных людей, отвечающих в мэрии столицы за строительство на присоединенных площадях - руководителем департамента по развитию новой Москвы Владимиром Жидкиным, - и расспросило его о том, каким сейчас власти города видят будущее Троицкого и Новомосковского округов.
© Департамент по развитию территорий новой Москвы
1 июля 2017 года исполнится пять лет с момента, как границы Москвы официально расширились более чем в два раза. Перед этой датой РИА Недвижимость встретилось с одним из главных людей, отвечающих в мэрии столицы за строительство на присоединенных площадях — руководителем департамента по развитию новой Москвы Владимиром Жидкиным, — и расспросило его о том, каким сейчас власти города видят будущее Троицкого и Новомосковского округов.
- Владимир Федорович, как за 5 лет изменилось видение развития новой Москвы?
— Принципиально наши подходы не изменились. Мы как планировали создать сбалансированный город с преобладанием рабочих мест по отношению к количеству трудоспособного населения и с развитой инфраструктурой, так мы и сохраняем свои планы.
Все эти основные принципы заложены были в территориальной схеме, а потом получили воплощение в генеральном плане.
- А как же идея перевезти в ТиНАО чиновников и депутатов?
— Идея переезда чиновников, для реализации которой у нас предусмотрен земельный участок и подготовлен проект планировки административно-делового центра "Коммунарка", действительно, пока не получила развития. С другой стороны, некоторые московские чиновники все же переедут в Коммунарку. В АДЦ разместятся отдельные подразделения московских департаментов, а также здание префектуры ТиНАО площадью 30 тысяч "квадратов". Плюс там появится больница площадью 250 тысяч квадратных метров. Больница будет включать в себя лечебно-диагностический корпус, вспомогательный корпус, патологоанатомический корпус, амбулаторно-поликлинический корпус, платный корпус на 606 коек, детский стационар на 180 коек, родильный коек на 130 коек, инфекционный корпус на 100, а также подстанцию скорой помощи на 6 машин.
Что касается переезда федеральных органов власти в новую Москву, наверное, тогда, на докризисном этапе, это было актуально. Сейчас в стране и в экономике другая ситуация, и говорить о серьезных финансовых затратах на строительство административных зданий не совсем своевременно. Сегодня совсем другой рынок и недвижимости в целом и офисов в частности. Возможно, пройдет время, и мы вернемся к этому вопросу.
- У вас теперь есть сильный конкурент в виде Мневниковской поймы…
— Для Госдумы — да, но ведь парламент — это не все органы федеральной власти. Подчеркну: размещение органов власти — не единственное предназначение новой Москвы.
- Помнится, при старте проекта новой Москвы анонсировали полицентрическое развитие с 12 точками роста.
— Сейчас активно развиваются пять. Это Саларьево, Мосрентген, Коммунарка, Внуково и Троицк. На этих территориях идет активное строительство и создание рабочих мест.
В поселке Мосрентген активно работает сам завод, давший ему имя, идет полное переустройство рынка "Славянский мир", создается "Индиго-парк". В Саларьево строится 6 миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости, в Коммунарке возводятся здания префектуры и больницы, о которых я уже говорил, полным ходом идет проектирование Российской государственной библиотеки с фондохранилищем площадью 270 тысяч квадратных метров. Там же сохраняется вопрос по размещению МИСИСа, и активно строит жилье компания "А101". Кстати, этот девелопер рассматривает возможность размещения в данной точке роста Политехнического университета. Во внуковской точке роста в разработке находятся выставочный центр, технопарк, офисный комплекс и логистический центр.
- Чтобы закрыть вопрос с АДЦ "Коммунарка" окончательно. Как будет использоваться земля, которую город получил в дар от инвестора и которая останется не использованной после строительства префектуры, больницы, филиала РГБ и МИСИСа?
— На этом земельном участке также запланированы два крупных пересадочных узла — там, куда придется ветка метро от "Саларьево", и там, куда придет ветка метро от Третьего пересадочного контура.
По оставшейся земле мы сейчас рассматриваем вопрос о предоставлении ее на торгах инвесторам. Необходимые материалы уже готовятся, думаю, в следующем году они могут состояться.
- Что лично вы считаете достижениями при развитии новой Москвы за эти пять лет?
— Во-первых, приняты главные градостроительные документы для всего ТиНАО — территориальная схема, генплан и правила землепользования и застройки. Во-вторых, в новую Москвы уже пришло метро, уже работают две станции "красной" ветки. В-третьих, построены пять участков новых дорог, в том числе первая очередь реконструкции Калужского шоссе. В работе еще 130 километров дорог. Всего к 2020 году, как мы надеемся, с начала реализации проекта новой Москвы будет построено 200 километров дорог. Это будет безусловное достижение в современных условиях. В-четвертых, не могу не сказать о том, что с момента расширения Москвы в ТиНАО появилось 50 новых социальных объектов. Ну и наконец, хочется обратить внимание на изменение качества новых проектов на присоединенных территориях столицы.
Возьмем проект "Абсолюта" "Алеппо": на старте проекта все дома был панельные, сейчас оставшиеся здания перепроектированы и имеют вентилируемые фасады. То же самое с "Инвесттрастом" и его "Новыми Ватутинками": когда мы начинали с ними работать, речь шла о строительстве 1,1 миллиона квадратных метров жилья, сейчас там всего 600 тысяч "квадратов", объемы сокращены в два раза, чтобы улучшить качество среды. Если взять проект группы ПИК в Столбово около Южного Бутово, то первая часть жилого комплекса — это стандартная "панель" конца 90-х годов, а вот вторая уже представляет собой совершенно новую серию с использованием квартальной застройки и дворами без машин.
- Можно ли считать, что в основном пересмотр инвестконтрактов на территории новой Москвы завершен?
— В целом да. С 1 июля 2012 года по настоящее время проработано 88 инвестиционных проектов переданных от Московской области городу Москве. Из них 42 рассмотрено на ГЗК (Градостроительно-земельная комиссия Москвы — ред.), 14 сняты с контроля нашего департамента в связи с отсутствием предмета для дальнейшего рассмотрения. Еще 18 инвестиционных контрактов не вынесены на ГЗК, так как реализуются на территории городских округов Троицк и Щербинка, и контроль над их выполнением осуществляют администрации этих городских округов. Семь договоров аренды земельных участков с особыми условиями, заключенных на основании результатов аукциона, сняты с дальнейшего рассмотрения ГЗК из-за отсутствия предмета для дальнейшего рассмотрения. Еще 7 инвестиционных контрактов в настоящее время находятся в работе.
- Давайте перейдем к транспортной инфраструктуре в ТиНАО. Как обстоят дела с реконструкцией железных дорог в новой Москве?
— РЖД приняло принципиальное решение о реконструкции как Киевского, так и Курского направления. На обеих ветках появятся дополнительные пути и новые остановочные пункты. Например, дополнительные остановки будут сооружены в районе Санино по Киевскому направлению и после Щербинки по Курскому направлению, около деревни Старосырово. По Курскому направлению уже ведутся работы по проектированию.
- Каков автодорожный каркас новой Москвы?
— Наши основные магистрали — ЦКАД, реконструирующееся Калужское шоссе и дорога Солнцево-Бутово-Видное. Кроме этого, будет скоро завершена дорога от Троицка до Киевского шоссе с эстакадой в Первомайске и выходом на Кокошкино, а затем через Московскую область на Минское шоссе. Также строятся дороги от Московского до Сосенок, от Сосенок до Бутово. Проектируем и скоро начнем строить магистраль от Троицка до Старосырово, где, как я вам уже говорил, появится новый остановочный пункт Киевской ветки железной дороги. Получается, мы формируем в новой Москве дополнительные поперечные, или хордовые связи. Всего мы хотим в ТиНАО до 2025 года построить 600 километров новых дорог и еще 500 километров реконструировать.
- Расскажите, где сейчас работают жители новой Москвы? Какому количеству людей приходится ездить в центр?
— Есть результаты исследования ВЦИОМ. По их оценке, 30,4% населения ТиНАО едут на работу в "старую" Москву. Это даже меньше, чем мы заложили в генеральном плане. По нашим расчетам, 60% людей, живущих в новой Москве, не должны выезжать за пределы присоединенных территорий для оптимальной работы транспортной системы.
- Как распределяются уже созданные в ТиНАО рабочие места?
— Из 100 тысяч рабочих мест, появившихся в новой Москве за 5 лет, 25 тысяч приходится на строительство. В дальнейшем, как мы рассчитываем, доля строительных рабочих мест в общем объеме будет сокращаться. На сегодняшний день 70 тысяч рабочих мест приходится на потребительский рынок, 28 тысяч на логистику и связь, 20 тысяч на обрабатывающие производства, 20 тысяч на социальную сферу.
- А что будет с рабочими местами в будущем?
— Для определения перспектив создания рабочих мест в ТиНАО мы уже не раз консультировались с нашими коллегами из экономического блока правительства Москвы, дважды проводили с помощью ВЦИОМ социологические исследования, создали при нашем департаменте неформальную экспертную группу. Посмотрели опыт нескольких агломераций, в которых эта проблема наиболее актуальна: Шанхая, Сингапура, Гонконга. В итоге мы сейчас представляем отрасли, в которых к 2035 году рабочие места будут особенно востребованы, их семь. Тройка лидеров выглядит так: социальная сфера — 255 тысяч рабочих мест, обрабатывающие производства — 250 тысяч, потребительский рынок — 181 тысяча. Конечно, достаточно большое количество рабочих мест, как мы предполагаем, будет создано в сфере логистики, транспорта и связи (порядка 155 тысяч), в сферах управленческой деятельность и финансов (85 тысяч), топливо-энергетическом хозяйстве (33 тысячи), а также в сельском хозяйстве — 5 тысяч.
Понятно, что это лишь ориентиры, и жизнь, экономика будут вносить коррективы. Но эти показатели нам уже сейчас очень важны. Бывали случаи, когда девелоперы, зная нашу четкую позицию по одновременному строительству и жилья, и объектов для создания рабочих мест, спрашивают: "А какие объекты нам строить?". Вот тут мы и обсуждаем совместно, исходя из такой вот стратегии.
Мы всегда мониторим оптимальную структуру занятости в новой Москве, другое дело, что обстановка на рынке труда постоянно меняется. К примеру: если бы мы с вами говорили пять лет назад, то не было бы такого ориентира на "пищевку", как сейчас. А сегодня мы можем только приветствовать активное развитие тех сельхозхозяйств, что действуют в новой Москве — Рогово, Кленово, Кузнецовский мясоперерабатывающий комбинат, крупное хозяйство группы "Абсолют", ТЦ "Фуд Сити".
- Насколько получается создавать рабочие места в промышленности?
— В новой Москве десятки площадок предусмотрены под технопарки. Правда, сейчас тема технопарков реализовывается из-за экономической ситуации. Но даже при этом у компании "Абсолют" есть несколько участков вдоль ЦКАДа с уже прошедшими публичные слушания проектами планировки, куда они ищут инвесторов именно для размещения объектов не торговли и не жилья, а логистики и производства.
- Как вы оцениваете активность на рынке новостроек в новой Москве?
— Все неплохо. На рынок вышел проект "А101" "Испанский квартал", проект "Кроста" "Новая звезда". Всего в продаже находятся 11 тысяч квартир.
- Вы чувствуете конкуренцию со стороны проектов в "старой" Москве?
— Нет, мы в разных сегментах. Старая Москва — это цены от 150 тысяч за квадратный метр, у нас — от 94 тысяч за "квадрат".
- Как обстоят дела с обманутыми дольщиками?
— Проект на улице Овражная в Щербинке достраивается. В этом году сдадим очень сложный объект в Троицке. В Марушкино дом строится. Есть несколько проектов, проходящих через судебную процедуру, и мы на них не сможем повлиять, пока не закончены судебные процедуры.
- Сколько застройщиков сейчас работают на территории новой Москвы?
— Порядка 30, из них крупных — 10 с небольшим: "А101", ПИК, "Абсолют", "Инвесттраст", RDI, "Самолет", МИСК, "Крост", "Баркли".
Перечисленные компании являются крупными фигурами на рынке и менее подвержены финансовой нестабильности. Хотя, конечно, в связи с экономической ситуацией в стране и в мире все испытывают те или иные трудности.
- Новая Москва — место, где свободные площади позволяют реализовывать по-настоящему крупные и интересные проекты. Например, у руководства Московского зоопарка была идея создать в ТиНАО сафари-парк…
— Разговор об этом продолжается, но ведь это очень финансово емкий проект, поэтому для поиска механизма реализации проекта нужно время. Главное, мы понимаем, где этот проект в принципе можно сделать — возле поселка Московский.
- Обсуждаются ли другие необычные проекты?
— Да, буквально недавно получено согласие от РЖД на реализацию в ТиНАО детской железной дороги. Она разместится между Московским и Саларьево. РЖД готово финансировать и проектные, и строительные работы.
Компания "А101" в свою очередь предлагает построить в новой Москве парк развлечений Universal, идут переговоры с инвесторами из США, там объем инвестиций может достичь 2 миллиардов долларов.
Беседовала Ольга НАБАТНИКОВА