Строительство космодрома велось в строжайшем секрете. "Знали только, что Минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны, - рассказывал "РГ" заслуженный строитель России, прораб легендарного "Гагаринского старта" полковник в отставке Сергей Алексеенко. - В легендах прикрытия Генштаба она имела название "Стадион".
Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Когда в 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР рассмотрели вопросы, касающиеся полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, была создана комиссия, которой предстояло определить место строительства космодрома. Спецы обследовали несколько районов страны: Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан. Остановились на пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, недалеко от железнодорожной станции и поселка Тюра-Там.
В 1950-е годы это был совсем небольшой разъезд. Несколько юрт и три кирпичных здания, водонапорная башня и глинобитные домики железнодорожников… Здесь не останавливались даже поезда, а единственным средством передвижения были верблюды.
Откуда взялось название "Байконур"? Когда при оформлении документов в Международной авиационной федерации (ФАИ) в Париже на установление рекордов Юрия Гагарина по дальности и высоте полета необходимо было указать место расположения старта, чтобы не рассекречивать Тюра-Там, решили указать поселок Байконыр, расположенный в 400 км к северу. Уже позже название перекочевало на космодром.
Почему для космодрома выбрали столь суровое место с резко континентальным климатом? Чем южнее стартует ракета, тем больше приращения к скорости она получает от вращения Земли, поясняют специалисты. Кроме того, есть большой коридор для приземления отработанных боковых блоков в ненаселенных пожаробезопасных районах. Всем требованиям соответствовали и климатические условия: солнечно почти 300 дней в году. А это важно для сохранения наземного пускового оборудования.
Сейчас космодром представляет собой мощный научно-испытательный комплекс, расположенный на территории площадью 6750 квадратных километров. Схематично он разделен на три фланга: правый - "Зенит", "Прогресс", "Сатана"; левый - "Протон", "Циклон", "Стилет"; центральный - "Союз", "Энергия - Буран", включает девять стартовых площадок, 14 пусковых установок, два аэродрома "Крайний" и "Юбилейный", административный центр - город Байконур. Кстати, сам город в разное время именовался по-разному: поселок Заря, Звездоград (перед приездом генерала де Голля), поселок Ленинский, город Ленинск, а с 1995 года официально - Байконур.
Всем байконурцам знакомы слова местного барда: "А завтра снова мотовоз, нас повезет под стук колес". Это слова о дизельных локомотивах, депо которых находится на платформе № 7 космодрома. Всего по территории космодрома проложено 470 км железнодорожных путей.
Сегодня все объекты космодрома эксплуатируются организациями и предприятиями, находящимися в ведении Роскосмоса. Персонал - около десяти тысяч сотрудников. И сегодня "Байконур" остается самым пускающим космодромом мира. Здесь реализуются космические проекты России и международные программы. Срок аренды космодрома продлен до 2050 года (эксплуатация космодрома обходится около пяти миллиардов рублей в год), но потенциал у "Байконура" гораздо больше: он был, есть и будет памятником человеческой мысли, стартом людей в космос и началом длинного пути к звездам.
Говорят, главный конструктор Сергей Королев считал "Байконур" счастливым местом. Почему? При рытье котлована под "Гагаринский старт" на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда одно полено прораб отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: "Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит это место будет счастливым и для нас". А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.
Кстати
Были в истории космодрома и анекдотические случаи. Об одном из них корреспонденту "РГ" рассказал Сергей Алексеенко. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта - 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше "расхода". Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму, и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро - остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: "Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!"