Застёгиваем пуговицы, едим сухарики
Автор текста:
Виктория Козарь
02.11.2017
Большинство детей идут в детский сад в три года. В это время они учатся общаться со сверстниками, играть в коллективе, слушаться воспитателя. Важно в этот период следить за речью ребенка. Ведь именно от нее зависит общее психологическое развитие малыша, а также развитие его памяти, мышления, воображения. По каким признакам определить, что трехлетнему ребенку нужна помощь логопеда.
Пересказать «Теремок»
По словам Ирины Соколовой, логопеда детского сада № 6 «Ласточка», родителям важно прислушиваться к речи детей, чтобы вовремя оказать им помощь:
– Ребенок к трем годам должен различать такие понятия, как посуда, одежда, овощи, фрукты. Также он должен знать название действий: идти, танцевать, гулять. Уметь рисовать, бросать мяч, прыгать, бегать. Кроме того, он должен понимать двухступенчатую инструкцию: возьми платок – вытри нос, пойди на кухню – принеси чашку. Также должен понимать и вопросы в косвенном падеже: на чем сидишь? во что играешь?
Ребенок к трем ребенок годам уже знаком с короткими сказками. А ближе к четырем годам способен пересказать «Теремок», «Колобок». Стоить отметить, что требовать от малыша слишком многого не стоит. Сложные слова он все еще может не выговаривать, порой путает слоги.
Уроки в интернете
Ни для кого не секрет, что сейчас немало ребятишек страдают задержкой развития речи. Это популярный диагноз в возрасте до трех лет. После ставится уже общее недоразвитие речи. А бывает, ребенок совсем не разговаривает.
– Его словарь почти не сформирован, слова заменяет звуками. Например, вместо «кошка» – «мяу», вместо «поесть» – «ням-ням». Часто такие дети сокращают слова, а то и целые предложения. К примеру, «нини» – «штаны». Такие слова называют «лепетные». Стоит также обратить внимание, если ребенок вместо слов использует жесты и мимику, – разъясняет логопед.
Кроме того, она отмечает, что родителям стоит заглянуть в интернет. Там можно найти массу полезных занятий, в частности, наша собеседница рекомендует сайт «Мерсибо».
Часто дети, которые плохо говорят, отличаются плохим аппетитом. Как правило, это вызвано слабо развитой лицевой мускулатурой. Таким ребятам трудно съесть морковку или яблоко. Поэтому предлагайте ребенку сухарики (которые сделали сами), твердые фрукты и овощи, хлеб с корочкой, кусковое мясо.
– Кроме того, не забывайте развивать мелкую моторику: застегиваем пуговицы, учимся шнуровать ботинки, рисуем, строим из кубиков, самостоятельно одеваемся, перелистываем страницы книги, даже на конфетах учимся – пусть ребенок сам разворачивает фантик. Важно научиться держать ложку, вилку. Учиться рисовать карандашом не только вверх-вниз, но и делать штрихи, играть с глиной, песком, нанизывать бусы, – рекомендует специалист.
Правильное дыхание облегчает понимание
Мы говорим на выдохе, а значит, в «речевой рацион» ребенка можно добавить и дыхательные упражнения. Ребятам обязательно понравятся игры с мыльными пузырями, надувными шариками, бумажными корабликами, которые поплывут, если на них подуть. Можно изображать чайник – надувать щеки и «выдувать пар».
Ирина Соколова уточнила, что в детских садах воспитатели и психологи наблюдают за детьми и, если видят отклонения в развитии речи, рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Там специалисты помогут разобраться в речевых проблемах ребенка и составят программу для коррекции.
– Не стоит бояться диагнозов, – советует она. – Нужно соблюдать все рекомендации специалистов: наблюдаться у невролога, заниматься с ребенком дома, проходить физиопроцедуры. Если работа ведется в комплексе, результат будет положительным, и речь к первому классу станет нормальной.
мнение
Мария ДРОЗДЕЦКАЯ, мама двоих сыновей:
– Когда Ване было три с половиной года, он почти не разговаривал. В его словарном запасе было несколько слов. Нам тогда поставили диагноз: задержка речевого развития. Мы стали заниматься с логопедом. Уже через несколько месяцев работы появились результаты. Ваня стал говорить целыми предложениями, были «поставлены» звуки, с которыми раньше он не справлялся. Логопед, конечно, проделал большую работу с моим ребенком, но важно удерживать результат. Родители должны заниматься дома, обращать внимание на то, как малыш произносит слова, поправлять, проговаривать их правильно. Сейчас Ивану шесть лет, и разговаривает он очень хорошо.