Фотина
Завсегдатай
Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 мая 2015 г.)
Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения споров о взыскании алиментов на детей.
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"
Заново установлена продолжительность удлиненных отпусков педагогов.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
Цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства РФ в условиях кризиса.
"Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ".
Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения споров о взыскании алиментов на детей.
Верховный Суд РФ подготовил обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей. В частности, обращается внимание на следующее.
Индексация размера алиментов пропорционально росту прожиточного минимума установлена только для случаев их взыскания в твердой денежной сумме, а не в долевом отношении к заработку. Наличие у лица постоянной работы не является безусловным основанием для отказа во взыскании с него алиментов в твердой денежной сумме.
Необходимо помнить, что закон позволяет взыскивать алименты в твердой денежной сумме в случае, когда их взыскание в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу существенно нарушает интересы одной из сторон.
Случалось, что алименты взыскивались на совершеннолетних трудоспособных детей, которые очно обучаются по основным образовательным программам. Суды ошибочно полагали, что такие лица до достижения ими 23 лет вправе получать алименты от родителей. Вместе с тем законодательство не обязывает родителей содержать совершеннолетних трудоспособным детей, в т. ч. и студентов-очников.
Изменение материального положения родителей является основанием для снижения размера алиментов, если такое изменение не позволяет плательщику поддерживать их выплату в прежнем размере.
На практике возникает вопрос об освобождении от уплаты задолженности по алиментам в случаях, когда из актовой записи о рождении исключались сведения об отце ребенка, уплачивающем на него алименты. Нужно исходить из того, что судебное постановление о взыскании алиментов должно исполняться лицом, обязанным их уплачивать, надлежащим образом до вступления в силу решения суда об исключении отцовства. Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства, в т. ч. причины образования задолженности, материальное и семейное положение должника, наличие либо отсутствие недобросовестных действий со стороны матери ребенка, суд вправе освободить лицо от уплаты задолженности.
Установленная Семейным кодексом РФ неустойка за несвоевременную уплату алиментов не может быть уменьшена по мотиву ее явной несоразмерности. При исчислении такой неустойки необходимо учитывать, что обязанность по уплате алиментов носит ежемесячный характер. Следовательно, неустойку нужно определять по каждому просроченному месячному платежу, исходя из суммы этого платежа и количества дней просрочки, определяемого на день вынесения решения суда о взыскании неустойки.
Индексация размера алиментов пропорционально росту прожиточного минимума установлена только для случаев их взыскания в твердой денежной сумме, а не в долевом отношении к заработку. Наличие у лица постоянной работы не является безусловным основанием для отказа во взыскании с него алиментов в твердой денежной сумме.
Необходимо помнить, что закон позволяет взыскивать алименты в твердой денежной сумме в случае, когда их взыскание в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу существенно нарушает интересы одной из сторон.
Случалось, что алименты взыскивались на совершеннолетних трудоспособных детей, которые очно обучаются по основным образовательным программам. Суды ошибочно полагали, что такие лица до достижения ими 23 лет вправе получать алименты от родителей. Вместе с тем законодательство не обязывает родителей содержать совершеннолетних трудоспособным детей, в т. ч. и студентов-очников.
Изменение материального положения родителей является основанием для снижения размера алиментов, если такое изменение не позволяет плательщику поддерживать их выплату в прежнем размере.
На практике возникает вопрос об освобождении от уплаты задолженности по алиментам в случаях, когда из актовой записи о рождении исключались сведения об отце ребенка, уплачивающем на него алименты. Нужно исходить из того, что судебное постановление о взыскании алиментов должно исполняться лицом, обязанным их уплачивать, надлежащим образом до вступления в силу решения суда об исключении отцовства. Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства, в т. ч. причины образования задолженности, материальное и семейное положение должника, наличие либо отсутствие недобросовестных действий со стороны матери ребенка, суд вправе освободить лицо от уплаты задолженности.
Установленная Семейным кодексом РФ неустойка за несвоевременную уплату алиментов не может быть уменьшена по мотиву ее явной несоразмерности. При исчислении такой неустойки необходимо учитывать, что обязанность по уплате алиментов носит ежемесячный характер. Следовательно, неустойку нужно определять по каждому просроченному месячному платежу, исходя из суммы этого платежа и количества дней просрочки, определяемого на день вынесения решения суда о взыскании неустойки.
Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"
Заново установлена продолжительность удлиненных отпусков педагогов.
Правительством РФ была утверждена номенклатура должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
В связи с этим принято новое постановление о продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников, а также руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений.
При этом количество оплачиваемых дней не изменилось - 42 и 56 дней. Только ранее продолжительность удлиненных отпусков устанавливалась в соответствии с местом работы педагогического работника.
Кроме того, прежним постановлением определялась продолжительность удлиненного отпуска в отношении некоторых категорий работников организаций, которые новым Законом об образовании отнесены по роду деятельности к организациям, занимающимся обучением (научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, занимающиеся лечением, оздоровлением и (или) отдыхом, организации соцобслуживания и др.).
В случае приведения в соответствие с законом наименований и уставов организаций с учетом их организационно-правовой формы и получения (переоформления) лицензии на образовательную деятельность право на удлиненный отпуск сохраняется за большинством педагогических работников таких обучающих организаций.
При этом со вступлением в силу нового постановления работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.
В связи с этим принято новое постановление о продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников, а также руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций и их структурных подразделений.
При этом количество оплачиваемых дней не изменилось - 42 и 56 дней. Только ранее продолжительность удлиненных отпусков устанавливалась в соответствии с местом работы педагогического работника.
Кроме того, прежним постановлением определялась продолжительность удлиненного отпуска в отношении некоторых категорий работников организаций, которые новым Законом об образовании отнесены по роду деятельности к организациям, занимающимся обучением (научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, занимающиеся лечением, оздоровлением и (или) отдыхом, организации соцобслуживания и др.).
В случае приведения в соответствие с законом наименований и уставов организаций с учетом их организационно-правовой формы и получения (переоформления) лицензии на образовательную деятельность право на удлиненный отпуск сохраняется за большинством педагогических работников таких обучающих организаций.
При этом со вступлением в силу нового постановления работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
Цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства РФ в условиях кризиса.
Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. скорректированы с учетом сложившихся экономических условий.
Проанализированы вызовы социально-экономического развития в перспективном периоде. В их числе - снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары; геополитическое обострение; снижение численности населения в трудоспособном возрасте.
Озвучены основные структурные проблемы экономики, влияющие на социально-экономическую политику. Среди них - снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от "нестабильных" нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы, высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней, отставание от мировых темпов технологического развития.
Выделены приоритетные направления деятельности Правительства РФ в таких областях, как поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности, развитие институтов социальной сферы, региональное развитие, повышение качества госуправления.
Определены целевые показатели в экономике, которых планируется достичь к 2018-2020 гг. Это, в частности, повышение доли общего объема инвестиций в ВВП до 22-24%, увеличение доли несырьевого экспорта до 45%, снижение доли импортных товаров в розничной торговле до 38%, приватизация большинства нестратегических активов, увеличение производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 г., создание не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличение ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет к 2018 г.
Также планируется снизить уровень инфляции до 4% и достичь бездефицитности федерального бюджета с 2017 г. без роста налоговой нагрузки.
Проанализированы вызовы социально-экономического развития в перспективном периоде. В их числе - снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары; геополитическое обострение; снижение численности населения в трудоспособном возрасте.
Озвучены основные структурные проблемы экономики, влияющие на социально-экономическую политику. Среди них - снижение доли инвестиций в структуре ВВП, рост зависимости экономики от "нестабильных" нефтегазовых доходов, ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы, высокая доля присутствия государства в экономике при низкой эффективности его участия в ней, отставание от мировых темпов технологического развития.
Выделены приоритетные направления деятельности Правительства РФ в таких областях, как поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности, развитие институтов социальной сферы, региональное развитие, повышение качества госуправления.
Определены целевые показатели в экономике, которых планируется достичь к 2018-2020 гг. Это, в частности, повышение доли общего объема инвестиций в ВВП до 22-24%, увеличение доли несырьевого экспорта до 45%, снижение доли импортных товаров в розничной торговле до 38%, приватизация большинства нестратегических активов, увеличение производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 г., создание не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличение ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет к 2018 г.
Также планируется снизить уровень инфляции до 4% и достичь бездефицитности федерального бюджета с 2017 г. без роста налоговой нагрузки.
"Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ".