ШКОЛА XXL
Тандем архитектуры и образования в проекте самой большой школы в Москве
https://riarealty.ru/longread/20170703/408708354.html?utm_source=adfox_site_41575&utm_medium=adfox_banner_2136229&utm_campaign=adfox_campaign_628076&ues=1
Школьные здания — это особый вид архитектуры. Здесь важно соблюсти не только технические параметры строения, но и адаптировать его под особенности образовательного процесса. Уже сейчас появляются уникальные проекты школ, которые строятся с учетом пожеланий учителей и учеников, помещения в которых легко трансформируются, а сами здания становятся открытым пространством для общения и творчества. Как выглядит школа будущего уже сегодня, изучайте в спецпроекте РИА Недвижимость на примере самой большой школы в Москве.
ГЛАВА 1
ШКОЛА IN STYLE
Архитектурная концепция и особенности проекта самой большой школы в Москве
В 2017 году исполняется 5 лет с тех пор, как Москва получила новые территории, в результате чего ее площадь увеличилась почти в 2,5 раза. Присоединенная часть получила официальное название - ТиНАО (Троицкий и Новомосковский административные округа) и народное, но максимально прижившееся - новая Москва.
С тех пор бывшее Подмосковье, внезапно ставшее Москвой, стало стремительно прибавлять в населении и площади застройки. Так, с момента присоединения население новой Москвы выросло почти на четверть - до 353,9 тысячи человек. В это же время здесь шло активное строительство. По данным департамента развития новых территорий, за пять лет на присоединенных территориях построено 8 миллионов квадратных метров жилья, 2,8 миллиона "квадратов" нежилой недвижимости, дороги, станции метро и прочее.
По прогнозам, к 2035 году в новой Москве будет жить уже 1,5 миллиона человек. Логично, что при таком росте населения потребуется также и новая мощная инфраструктура. Сейчас здесь построено 47 различных социальных объектов.
"Новая Москва продолжает развиваться. И создание социальной инфраструктуры остается приоритетным в нашей работе. До 2035 года в ТиНАО планируется построить 125 объектов здравоохранения, здесь будет функционировать 320 детских садов, 170 школ и 86 парков", - пояснил РИА Недвижимость глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Школы, парки и детские сады сейчас действительно актуальны для новых московских территорий, это следует из исследования, проведенного ВЦИОМ. Так, с 2015 года доля удовлетворенных условиями для проживания с детьми сократилась на 10,4 процентных пункта - до 55,5% жителей ТиНАО. Доля довольных условиями для досуга тоже сократилась, но меньше - на 7,7 процентных пункта до 31,1%. Однако в обоих случаях доля довольных остается выше, чем в "старой" Москве.
В строительство соцобъектов вовлечены как застройщики, так и непосредственно власти города. Например, в части возведения детских садов соотношение частных инвестиций и городского бюджета - 50 на 50, пояснили в департаменте по развитию новых территорий.
Впрочем, школьные резервы тоже пополняются, причем строительство школ ведется в том числе в формате уникальных авторских проектов. Так, в сентябре свои двери для учеников откроет одна из крупнейших школ Москвы - школа №2070 в поселке Коммунарка, строительством которой занимается группа компаний "А101". Школа рассчитана на 1775 учеников.
ГК "А101" построила в новой Москве уже более 40 тысяч квадратных метров объектов социальной инфраструктуры. "При этом мы проинвестировали в строительство жилья более 30 миллиардов рублей. Реализуемая в настоящее время программа развития группы компаний предусматривает затраты только на социальную инфраструктуру более 30 миллиардов рублей. ГК "А101" будет тратить более 6 миллиардов рублей в год на строительство школ, детских садов и поликлиник", - говорит генеральный директор ГК "А 101" Сергей Качура.
Сергей Качура
Генеральный директор ГК "А101"
Архитекторы и проектировщики ГК "А101" в настоящее время работают над созданием базы типовых проектных решений, которые мы могли бы применять при строительстве последующих зданий школ и детских садов. Подобные "масштабируемые" знания помогут не только увеличить скорость строительства и на стадии проработки проекта четко видеть его экономическую нагрузку, но и внедрять технологические новации, адаптированные под стандарты образовательного школьного процесса.
Школу №2070 мы строили в тесном сотрудничестве с преподавателями. Для нас это был первый проект подобного масштаба - все же площадь только здания без учета спортивного ядра составляет более 26 тысяч квадратных метров. Необходимо было учитывать все нюансы: разведение значительного людского потока - школьники младших и старших классов и их родители, преподаватели и сотрудники, создание возможностей для практических занятий в общественных зонах - поэтому в нашей школе такие широкие и светлые коридоры и рекреации, использование экономически эффективных материалов - стеновые панели в школе легко моются или меняются, что значительно снижает финансовую нагрузку на последующие ремонтные работы.
Мы готовы делиться наработанным опытом. При этом очень хотелось бы трансформировать его в систему изменений, внедряемых на городском уровне.
ГЛАВА 2
ПРОСТРАНСТВО ЗНАНИЙ
Идеи, рассуждения и мечты об идеальной школе
За пять лет в Новой Москве ввели в эксплуатацию порядка 8 миллионов квадратных метров жилья. Строятся школы и детские сады, однако, в связи с постоянно растущим населением требуется увеличение мест в образовательных организациях. И тогда появляется вопрос - надо строить быстро и много, используя "шаблонные" решения или все же имеет смысл реализовать авторский проект?
В интервью РИА Недвижимость директор ГБОУ "Школа №2070" Ольга Афанасьева рассказала, как архитектура здания и школьная атмосфера могут влиять на учебный процесс и какие современные технологии будут доступны ученикам самой большой школы Москвы.
- Ольга Николаевна, как вы думаете, насколько важна архитектура, внешний вид школы для эффективности учебного процесса? Будут ли дети учиться лучше и стремиться в школу, если само её здание будет красивым, оригинальным, необычным? Или не в стенах счастье?
- Эстетика, безусловно, важна. Но архитектура должна опосредованно выполнять и педагогические, и функциональные задачи. В этом случае сами стены становятся инструментом в руках учителя, и это крайне важно. Принципы, по которым должно создаваться образовательное пространство школы - это многофункциональность, динамичность, открытость, безопасность, гибкое зонирование.
Например, помимо помещений, рассчитанных на обучение 25 школьников, в школе существуют классы с трансформируемыми перегородками, которые могут принять 12, 25 и даже 50 человек. Такие технологии помогают как увеличить, так и, наоборот, уменьшить площадь класса, что позволяет решать различные педагогические задачи. Стены классов, созданные из "усиленного" стекла триплекс, создают ощущение легкости и света. И без того большая школа выглядит еще более внушительной и просторной, так как свет из панорамных окон попадает внутрь по всему периметру здания и стены будто "раздвигаются". Школа становится "школой без границ".
- Вообще, идеальная школа для вас - это что?
- Я думаю, что это школа, в которой интересно жить, учиться, творить и развиваться.
- Каким современным оборудованием оснащена ваша школа?
- Прежде всего, это интерактивное оборудование для учебных кабинетов, лабораторное оборудование для опытов и практических работ; станки, швейные машины в мастерских; мультимедийное оборудование в большом и малом актовых залах.
Использование этого оборудования предусматривает и индивидуализацию процесса, и активное групповое и сетевое взаимодействие. Оно направлено на раскрытие талантов каждого ребенка и реализацию любых образовательных идей творческого педагога. Главное, чтобы умения, которые ребенок может получить в школе, пригодились ему в жизни.
- Какие возможности современные технологии открывают ученикам?
- Современные технологии помогают школьнику развиваться. Ребята ожидают от школы практических навыков, возможность все "пощупать своими руками". Большую роль играют практикумы. Был период, когда в школе увлеклись информатизацией как нечто новым, уходя от работы руками. Сегодня материальный труд интегрирован с информационными технологиями и широко используется, что очень радует. Например, на занятиях по конструированию, робототехнике, моделированию и 3D-моделированию ребята получают большое удовольствие, когда видят своими глазами результаты труда.
Также школьники получают право выбора. Каждый школьник может себя попробовать в многопрофильном образовательном пространстве. Кабинеты химии, физики, биологии, технологии помимо зон для практических занятий содержат помещения-лаборатории, а также выведены в отдельный изолированный блок с рекреационным пространством. Данное проектное решение позволяет использовать площади для профессиональных проб за пределами классов. А помещения для групп свободного творчества предусматривают реализацию широкого спектра дополнительного образования по различным направлениям, в том числе научно-техническому, естественно-научному, художественно-эстетическому.
- Как организована зона отдыха в школе? Насколько развита здесь спортивно-досуговая инфраструктура на прилегающей территории?
- Застройщики еще на этапе проектирования школы прислушивались к педагогическим идеям. Получилось так, что, по сути, учителя принимали активное участие в проектировании школы. Подобное сотрудничество педагогов и строителей - это огромный плюс.
Когда мы говорили о спортивной зоне, то на первоначальном этапе у нас было два больших спортивных зала. Но в ходе элементарных подсчетов стало понятно, что этого будет недостаточно. Тогда у нас появились еще три малых спортивных зала, причем один из них разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы понимали, что задействовать всех детей в одном, пусть даже и большом спортивном зале, будет невозможно.
В школе также есть бассейн, хореографический зал, два актовых зала, большие зоны рекреации. Мы планируем обыграть их таким образом, чтобы каждый уголок стал зоной творчества ребенка. Для нас важно, чтобы в проектировании пространства дети и родители принимали непосредственное участие. Созданное ребенком помимо образовательного эффекта через самореализацию несет в себе и воспитательный момент. Образовательная среда должна быть подвижной, развивающей, провоцирующей на саморазвитие.
- Сейчас много говорят об инклюзивном обучении, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями могли обучаться вместе со своими сверстниками. Это как-то учитывалось при строительстве вашей школы?
- Безусловно, наша школа может принять любого ребенка. Здесь, в частности, будут учиться и дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Мы принимаем друг друга такими, какие мы есть. Надписи азбукой Брайля, индукционная петля в киноконцертном зале, лифты для детей с ОВЗ, специальное оборудование в бассейне и актовом зале - все это помогает сделать среду безбарьерной.
- Каждого родителя волнует, как его ребенок будет добираться до школы. Как этот вопрос решен в проекте? Может, предусмотрены специальные школьные автобусы?
- Школьные автобусы, на мой взгляд, нужны для посещения школы, которая находится в 20 километрах от дома, где труднодоступные территории и сложно доехать. Но в нашем случае в школьном автобусе нет необходимости, тем более что через некоторое время в Коммунарку должно прийти метро. А в пяти минутах от здания школы находится остановка общественного транспорта, где автобус ходит через каждые 5-10 минут. Проблем транспортной доступности здесь нет.